Впервые победителем краевого конкурса «Учитель года – 2014» стал физрук обычной пермской школы №2 Роман Азмаров. Осенью он отправится на Всероссийский конкурс в Москву. В перерывах между подготовкой и уроками «Учитель года» рассказал 59.ru о том, как стал преподавателем и почему современные гаджеты – это не зло, а эффективные помощники для преподавания в школе.
– Роман, расскажите, пожалуйста, как вы стали учителем.
– По воле случая. У меня был очень хороший учитель физкультуры – Елена Федоровна Рачихина. И однажды на урок к нам пришла мой будущий тренер по конькобежному спорту Тамара Анатольевна Квасникова. Благодаря ее совету, я поступил в Пермский государственный педагогический университет, который закончил в 2011 году.
– Помните свой первый рабочий день в школе?
– Да, помню. Это была школа, которую я закончил. Урок легкой атлетики для пятых классов проходил на улице – на той же площадке, где занимался я. У меня остались хорошие впечатления от детей и урока. И тогда я понял, что это мое. Я почувствовал себя на своем месте. Что здесь я могу приносить максимальную пользу детям. Вносить вклад в образование ребенка. И знаете, сейчас я все больше убеждаюсь: то, чем мы занимаемся на уроках, рано или поздно пригодится ребенку во взрослой жизни.
– Это красивые слова, а ведь наверняка на уроках бывают ситуации, когда вы не находите общий язык с детьми?
– Проблемные ситуации бывают всегда – и, кстати, не только в школе. Но с детьми мы стараемся вместе искать выход из конфликтных ситуаций. Это касается и психологии, и дисциплины, и предмета.
– Но ведь сама школа мало изменилась. Насколько дети готовы к таким нововведениям?
– Конечно, школа не на передовых позициях, но она постепенно меняется. Например, все чаще говорят о том, что учебники можно установить в планшете в электронном виде, чтобы ребята не таскали с собой тяжелые ранцы. В школах стали появляться места для отдыха и динамических игр, где мы проводим физкультминутки. Многие школы переходят со школьно-урочной системы на поточно-групповые методы.
– А что это такое?
– Понимаете, один и тот же предмет может преподаваться по разному, но, естественно, с соблюдением всех образовательных стандартов и школьной программы. Учитель представляет свой курс, а ученики одной параллели могут выбрать, у которого они будут обучаться. И в течение четверти группа, а не класс, ходят на уроки к тому учителю, преподавание которого им больше всего понравилось. Один учитель показывает образовательные фильмы, другой – занимается с детьми на улице. Это развивает навыки выбора у ребенка, ломает стереотипы и развивает коммуникацию.
– Вы профессионально занимаетесь конькобежным спортом. Как вам удается совмещать это с преподаванием в школе?
– Для меня конькобежный спорт – это удовольствие. Там я снимаю свою эмоциональную нагрузку. Даже во время конкурса «Учитель года» я не прекращал ходить на тренировки – это помогало восстановить силы.
– Можете похвастаться собственными достижениями?
– Я кандидат в мастера спорта и бронзовый призер Чемпионата России в командной гонке.
– Мы видим только верхушку конкурса – собственно ваше награждение. А как он вообще устроен?
– Это настоящее интеллектуальное соревнование, которое требует еще и колоссальной физической нагрузки. Боролись более чем 100 участников из всего Пермского края. Сам конкурс проходил в шести номинациях. 20 конкурсантов на первом этапе конкурса провели «Урок» и «Разговор с учащимися». Во второй тур вышли 10 учителей, которые приняли участие в испытаниях «Мастер-класс» и «Открытая дискуссия». На третьем этапе конкурса члены жюри выбрали из шести учителей победителя. В общем, это было одно из самых серьезных соревнований в моей жизни. После конкурса я понял, что он был похож на проект «Остаться в живых» или «Последний герой».
– И что вы почувствовали, когда стали учителем года?
– Я был удивлен, это было неожиданно. Но считаю, что мои усилия оправдали себя – я ведь готовился к конкурсу полгода! Это не только моя победа, а успех всей команды школы №2 – директора и педагогов, которые мне помогали во время подготовки и самого конкурса. Знаете, у многих сложился определенный стереотип учителя физкультуры. И я очень надеюсь, что эта награда переломит такое отношение к учителю физической культуры.
– Вы про какой сейчас стереотип говорите – созданный сериалом «Физрук»?
– Многие считают, что на уроках физкультуры думать не нужно – только повторять движения. Но это не так! На моем предмете нужно думать ничуть не меньше, чем на физике или математике.