Пермяки вызывают социальную «неотложку»

Поделиться

В Перми создана «Скорая социальная помощь» — новая система поддержки для всех жителей Пермского края, попавших в трудную жизненную ситуацию. Проект призван помочь людям сориентироваться в фондах и благотворительных организациях, а также просто оказать моральную поддержку. Корреспондент 59.ru узнал у юристов и общественников, какое будущее ждет «социальное 911» в Перми.

С 25 марта Министерством социального развития Пермского края совместно с благотворительным фондом социальной поддержки и защиты прав ребенка на жизнь и воспитание в семье «Колыбель надежды» был запущен проект «Скорая социальная помощь». Как сообщают авторы инициативы, проект направлен на оказание помощи людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Одна из ключевых задач проекта — предотвращение отказов в помощи из-за нестандартности ситуации, организация оказания экстренной оперативной и своевременной социальной помощи человеку, оказавшемуся в неразрешимой для него ситуации. Организацию проекта поддержал так же государственное автономное учреждение «Пермский краевой фонд социальной поддержки населения» и автономная некоммерческая организация «Вектор».

«В рамках «помощи» организован телефон горячей линии, на который смогут позвонить пожилые люди, оставшиеся без попечения родственников, люди, потерявшие жилье или работу, выпускники детских домов, молодые (несовершеннолетние) или одинокие мамы, люди, вынужденно взявшие на себя заботу о чужих детях, инвалидах, больных людях, женщины с детьми, подвергшиеся жестокому обращению, и другие граждане, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации», — сообщается в описании проекта.

В отличие от телефона доверия, который снимает исключительно психологическую нагрузку, данный проект направлен на помощь реальную, подчеркивает вдохновитель «помощи» директор фонда «Колыбель надежды» Елена Котова. Необходимость централизации социальной поддержки населения возникла уже давно и в этом году наступил пик, когда людям требуется с кем-то поговорить. В создании центра Елена Котова в большей степени хвалит краевой Минсоцразвития — по ее словам, краевые чиновники дали очень много проекту и для решения проблемы затрачивают все ресурсы.

«Скорая социальная помощь» предполагает глубокое изучение проблемы и поиск пути выхода из ситуации, какой бы она не была, — сообщила Елена Котова. — Все вопросы только силами фонда «Колыбель надежды» не решить. В этом же проекте определено все то, за что мы так переживали в прошлом — к примеру, отсутствие межведомственного взаимодействия, которое могло бы помочь людям. Номером могут воспользоваться также и благотворительные организации, которые столкнулись с какими-то трудностями. Многим просто необходимо почувствовать рядом с собой «плечо» другого человека или просто посмотреть на ситуацию со стороны. К тому же сейчас в кризисный год население находится в эмоциональном и психологическом напряжении. Разумеется, здесь важно и желание человека решить свою жизненную задачу. Он должен приложить максимальные усилия, чтобы изменить ситуацию».

«Я приветствую появление любой социальной помощи, — прокомментировал председатель группы общественного контроля при региональной Общественной палате Сергей Ухов. — Участие некоммерческих организаций в этом проекте позволяет надеяться на его долгосрочность. Однако пока не ясен процесс работы этой горячей линии — каким образом будет вестись прием звонков, на помощь в каком объеме может рассчитывать позвонивший. Работа такой службы должна быть очень хорошо скоординирована, а население — проинформировано».

Как оказалось, алгоритм работы социальной помощи приближен к тому, что используется в привычных телефонах доверия. Ситуация происходит следующим образом: оператор записывает в чем суть проблемы, пытается снять «психологическую нагрузку», и далее передает данные администратору, который выстраивает с обратившимся человеком взаимоотношения и задача пошагово решается с помощью реально действующих ресурсов — кризисных центров Пермского края, психологов и межведомственным структурам. По словам Елены Котовой, зачастую социальные службы не могут помочь, так как многие вопросы находятся не в их компетенции, однако здесь — вне зависимости от вопроса — будут стараться довести ситуацию до логического завершения. «мы учим людей, которые работают с людьми, не просто диктовать телефон инстанций, а стремиться помочь им разобраться в сложной системе организаций и вместе найти пути решения задач», — рассказала Елена Котова.

Директор Пермского регионального правозащитного центра* Сергей Исаев считает, что должна быть разработана конкретная методика деятельности этой службы: «Наверное, такая горячая линия нужна, — заметил юрист — Но, как известно, подобные службы с некоторой периодичностью воспроизводятся и так же быстро угасают. Поэтому необходимо продумывать, как этот «телефон» будет работать организационно, популяризировать его. Каждый звонок должен фиксироваться и в полном объеме «отрабатываться» специалистами как письменное заявление». Правозащитник также подчеркнул, что многие из потенциальных заявителей «Скорой социальной помощи» в силу различных причин вообще никуда не обращаются со своими проблемами, но на этих людей тоже нужно ориентироваться. Поэтому необходимо донести до населения информацию об этой горячей линии, продумать механизмы ее работы и обеспечить доступ к социальным услугам посредством телефонного звонка.

Проект существует почти неделю и пока рано подводить итоги, считает Елена Котова. «Звонки поступают, в том числе и мне на телефон, — сообщила Елена Котова. — Через определенное время можно будет сказать, какая категория населения чаще всего попадает в группу риска и может оказаться в трудной ситуации и уже на основании этого решать проблемы на законодательном уровне. К примеру, детальность бэби-боксов определила возникновение кризисного центра, где женщинам будет оказана помощь. Что касается финансирования, то мы нашли вариант, что называется, в рамках текущих затрат. В территориальном управлении есть специалисты, которые теперь с нами работают — у них теперь идет небольшая дополнительная нагрузка».

В рамках проекта «Скорая социальная помощь» запущена бесплатная круглосуточная горячая линия: 0–66, 8(342) 236–19–70

* Признан иноагентом

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter