В Перми директор компании-застройщика готова лично шкурить стены, чтобы увеличить метраж квартир для детей-сирот. Такими неожиданными методами решаются проблемы домов, возведенных по госконтрактам. При этом основной источник бед кроется в законодательстве, не позволяющем властям выявлять нарушения в процессе строительства малоэтажных зданий. Подробности – в материале Dom.59.ru.
Дома, возводимые за счет бюджета для детей-сирот, переселенцев из аварийного жилья и других нуждающихся категорий граждан, в Пермском крае в основном строят не выше трех этажей. А такие здания – неподнадзорные, контролировать их качество власти по закону не могут. При этом после ввода в эксплуатацию у жителей начинаются проблемы, которых можно было избежать при полноценном надзоре за качеством.
Так, в 2014 году в регионе было закуплено для различных категорий 842 квартиры в 31 доме. Эксперты Пермского отделения ОНФ проинспектировали некоторые объекты и обнаружили массу нарушений – от технических до бюрократических. По мнению экспертов, бюджетные стройки ведут к появлению «нового аварийного жилья».
Данной проблеме было посвящено заседание, прошедшее 4 августа в Пермском отделении ОНФ. «Хотелось бы, чтобы льготные категории, те, которые не самостоятельно выбирают жилье (как те, кто покупают квартиры за свои средства), получали от государства качественное жилье и могли рассчитывать, что оно будет эксплуатироваться должным образом», – заявил сопредседатель пермского отделения ОНФ Дмитрий Сазонов.
В частности, на заседании обсуждалась ситуация с домами для детей-сирот в Перми, о которых Dom.59.ru уже писал. Несмотря на то, что один из домов был сдан еще в прошлом году, у него до сих пор нет управляющей компании. А сданные зимой этого года дома на этот самый момент готовности испытывали проблемы с коммунальными сетями. При этом там все еще нет горячей воды и не завершено благоустройство, хотя часть сирот уже заселили. Есть аналогичные истории и с переселенцами из аварийных домов.
Как принимают «неподнадзорное» жилье
У застройщика домов для детей-сирот на каждую претензию есть вполне логичное объяснение. Зимой благоустройство никто не делает (и это законно), а летом вести работы на бывших сельхозземлях мешают дожди (тем не менее почти все готово). Строительству коммуникаций помешало неожиданное решение суда, из-за которого у дороги, под которой положили трубы, возник собственник и пришлось искать другой вариант. По электричеству будет резервная линия от другого поставщика. Горячую воду от своей котельной они давать боятся до появления управляющей компании, так как, по опыту других домов, дети-сироты не платят за коммунальные услуги. И так далее.
Однако главный вопрос в другом. Почему власти принимают неготовые для жизни дома и считают контракт выполненным?
Как рассказал начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации Перми Андрей Ярославцев, по малоэтажным домам закон предусматривает достаточно примитивную процедуру принятия домов в эксплуатацию.
«Закон четко определяет обязанности и порядок работы муниципалитета при вводе капитального объекта в эксплуатацию. Предусмотрен перечень документов, которые предоставляет застройщик. Мы проверяем наличие и правильность оформления этих документов. По домам для сирот пакет документов был готов на 100%. Также по закону нужно провести осмотр объекта. Порядок осмотра законом также предусмотрен: он осуществляется визуально на соответствие разрешению на строительство этажности, количества зданий, количества блок-секций. Также идет проверка на соответствие генплану. И требованиям энергоэффективности – то есть оснащения объекта капитального строительства приборами учета. Обозначу проблему: на сегодня есть объекты поднадзорные и неподнадзорные. Поднадзорные объекты в течение всего процесса строительства надзираются. А вот по объектам неподнадзорным весь надзор берет на себя застройщик. Мы видим, что это проблема. Есть у нас в ПФО рабочая группа по ЖКХ и строительству, на этой рабочей группе уже была озвучена инициатива в федеральное законодательство, чтобы возложить контроль и надзор за таким строительством на какой-то орган. Например, на муниципалитет», – пояснил Андрей Ярославцев.
Однако эксперт ОНФ считает, что и при визуальном осмотре можно было бы заметить недоработки. «При вводе в эксплуатацию объектов была масса нарушений. Хоть ДГА и осматривает их визуально, не нужно быть специалистом, чтобы увидеть, что ничего не построено – нет благоустройства, сетей, водопровод и канализация не построены», – отметил эксперт регионального отделения ОНФ Дмитрий Шешуков. А руководитель регионального исполкома ОНФ в Пермском крае Евгений Симакин добавил, что был на стройке в день заседания, и там благоустройство до сих пор не завершено, отделочные работы до сих пор ведутся, горячей воды нет, управляющей компании нет, а двери по качеству, как картон.
Одна из жительниц домов для детей-сирот Анастасия рассказала, что жить в домах, в принципе, можно. Работы застройщик продолжает вести. Однако от остановки по неосвещенной гравийной дороге приходится идти 20 минут. И те два месяца, которые сироты там живут, горячей воды нет.
«Есть ответственный человек, который документы на ввод эксплуатацию подписал. Нужно немедленно в прокуратуру передавать такие дела. Ничего не готово, а вы подписали: «Жить можно». Как жить можно? Объясните мне – простому человеку?» – возмутился депутат госдумы РФ Валерий Трапезников.
«Я возглавляю управление в сфере государственного надзора и хотел бы прояснить, что именно вот эти объекты не попадают под ту категорию, для которой проводится строительный надзор и госэкспертиза. Это не ловушка и не лазейка. Но в госдуме готовится законопроект, в соответствии с которым будут исключены из неподнадзорных все объекты, к которым сейчас приковано наше пристальное внимание. Все проекты будут в обязательном порядке проходить экспертизу и вставать под государственный строительный надзор», – заявил и. о. заместителя министра строительства и ЖКХ Пермского края Александр Минин.
Отметим, что данная ситуация касается всех домов до четырех этажей. Так что, если вы мечтаете о квартире в малоэтажке, будьте внимательнее.
Проблемные точки бюджетных строек
В ходе обсуждения было озвучено два проблемных момента, которые не касаются качества, но тем не менее могут привести к серьезным последствиям.
Первая проблема в метраже. Как известно, построить большой дом и соблюсти идеально все размеры квартир практически невозможно. Те, кто покупал жилье в строящихся домах, знают, что застройщики позволяют себе небольшой «люфт» в меньшую или большую сторону.
Но с другой стороны стоит закон. А по закону метраж, положенный детям-сиротам, должен составлять не менее 33 квадратных метров. По техпаспорту все квартиры в зданиях – ровно 33, а вот по факту – площади квартир разные. Если площадь действительно меньше – дети-сироты могут потребовать квартиры по нормативу через суд.
Начальник отдела реализации программ Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Маркелова отметила, что закупка помещений производится согласно представленным документам, а в них указана площадь 33 метра.
На кадастровый учет квартиры поставлены с той же необходимой площадью. Собравшиеся сошлись во мнении, что в данном случае ответственность лежит на кадастровом инженере, который производил обмер помещений.
Однако министр соцразвития Пермского края Татьяна Абдуллина считает, что ее коллегам из регионального минстроя ради проверки закупаемых квартир стоило бы побывать на месте. «На мой взгляд, просто сидя в кабинете понимать, что это квартира размером 33 квадратных метра, принимать на веру, что это так – более чем безрассудно. И мы неоднократно эту тему уже поднимали. Потому что первое министерство, куда идут с жалобами, – это к нам. По коммунальным услугам, по условиям проживания. Но в случае с метражом есть несколько аспектов. Сирота имеет право обратиться в суд, в законодательстве совершенно четко прописано – 33 квадратных метра, не менее. И, соответственно, сирота имеет право получить эти метры. Я не совсем понимаю позицию Минстроя – как можно на веру принимать, что закупаемая площадь соответствует указанной в техпаспорте. И не предусматривать никакой проверочной ситуации по этим вещам».
При этом Андрей Ярославцев резонно отметил, что каждое ведомство просто должно качественно выполнять работу: «Не надо каждый орган каждому органу перепроверять. Если мы будем друг друга перепроверять, мы так затянем сроки услуги, что никакой пользы от этого не будет».
Тем не менее представитель застройщика заявила, что, если по размеру будут претензии, можно решить проблему. «Я уберу свой маникюр и лично сдеру штукатурку, которой там огромный слой, и все будет подходить по метражу», – пообещала директор ООО ТПФ «Пассаж-1» Наталья Терентьева.
Вторая проблема: дома для детей-сирот долго висят в «подвешенном состоянии» без управляющей компании, на застройщике копятся долги, а обслуживать здания некому. До того, как выставить дома на конкурс для управляющих компаний, проходит очень много времени. Например, дом заселенный еще в прошлом году на конкурс выставили только сейчас. И эта проблема будет и на других объектах, если не поменять подход к ее решению. В частности было предложено наладить межведомственное взаимодействие или просто прописывать в контракте с застройщиком, чтобы он определял управляющую компанию.
Как решить проблему некачественных бюджетных строек?
За тем жильем, которое возводится в рамках госконтрактов, уже следят более внимательно. Так, в этом году при Минстрое Пермского края создана комиссия, которая занимается общественным контролем бюджетных строек и разрешением спорных вопросов. Она выезжала на инспектирование восьми объектов. Интересно, что ни один из них с первого раза не был принят.
Можно, конечно, прописать надзор и госэкспертизу проекта в контракте. Тем не менее без изменений в законодательстве властям будет трудно не превысить должностные полномочия.
Хороший способ одновременно ускорить строительство и сделать жилье соответствующим нормам – создать базу типовых проектов. Останется только проследить, что их и возведут по всем правилам.
Еще одно предложение высказала депутат заксобрания Пермского края Лилия Ширяева: заказывать застройщикам только поднадзорные дома (то есть дома высотой от четырех этажей). Такое решение могло бы отлично подойти для Перми и других крупных городов края. Но ведь есть поселения, где нуждаемость в жилье для льготных категорий не такая большая. И там четырехэтажки будут неуместны.