В Пермском крае собираемость платежей за капремонт даже ниже, чем в Челябинской области. Хотя там квитанции начали высылать позже. В чем причина успехов регионов, где собираемость высокая, и что не так в Прикамье, читайте в обзоре Dom.59.ru.
Для пермяков плата за капремонт все еще в новинку. О проблемах с низким уровнем собираемости платежей в регионе (всего 18%) Dom.59.ru уже сообщал.
Специалисты Пермского фонда содействия ТСЖ решили сравнить ход реализации программы в Прикамье с другими регионами, чтобы понять, почему жители не хотят платить. Они изучили ситуацию с капремонтом в семи региональных столицах Приволжского и Уральского федеральных округов, включая Пермь.
Когда стартовал сбор платежей?
По данным исследования, пермяки начали скидываться на капремонт одними из последних среди рассматриваемых попавших в обзор регионов. Позже получили квитанции только жители Челябинска.
При этом в Татарстане аналог программы капремонта действовал аж с 2008 года. Опыт был положительным, поэтому там собственникам к новым условиям привыкать не пришлось.
Старт программы капремонта
Сколько платят?
«Что бы ни писали или говорили в средствах массовой информации и других неофициальных источниках, в том числе со стороны депутатского корпуса различных уровней, размер ежемесячного взноса – величина, скорее, абстрактная, чем экономически и методически обоснованная. Суммы взносов слабо влияют на собираемость, это показывает элементарная статистика по данному вопросу. Возможно, именно поэтому Татарстан, Самарская область, Башкортостан даже не стали увеличивать размер взносов в 2015 году по сравнению с 2014 годом», – отмечается в исследовании.
Однако некоторые регионы сделали разными платежи для тех, у кого есть лифт, и для тех, у кого его нет. Как известно, капитальный ремонт лифтового оборудования стоит дорого. Там, где разбивка основана на этажности, – причина разницы взноса та же.
При этом в Татарстане размер взноса неизменен. Он утвержден на годы вперед, исходя из предыдущего опыта. Еще стоит отметить, что резкое повышение размера взноса в Свердловской области слабо повлияло на собираемость. Вместе с тем величина ежемесячного взноса играет важную роль для планирования, бюджетирования как для «общего котла», так и для обладателей специальных счетов.
Сбор денег и рассылка квитанций
Интересно, что из рассматриваемых регионов только Пермский край и Челябинская область выбрали для хранения «котла» банк, который никогда не работал с физическими лицами. А с доставкой счетов Пермский край отличился тем, что является единственным из семи регионов, выбравшим на аутсорсинг этой важнейшей услуги иногороднюю компанию из Московской области. В остальных регионах действуют другие, местные, системы доставки. В Ижевске, например, это испытанная «Почта России». Самара и Уфа используют смешанную систему – прямую доставку расчетными центрами и агентские договоры с УК и ТСЖ с включением взноса в единую квитанцию за жилищно-коммунальные услуги. Татарстан жестко обязывает УК и ТСЖ ежемесячно отчитываться об объеме перечисленных средств. Естественно, используется исключительно включение взноса в единую квитанцию.
В исследовании отмечается, что у Перми сейчас – худшая система доставки. Напомним, что по словам заместителя министра строительства и ЖКХ в Пермском крае Фаины Минх, возможно, в ближайшее время будет заключен контракт с другим оператором на печать и доставку квитанций.
Собираемость ежемесячных взносов в 2015 году
В Прикамье сейчас собираемость составляет 18%. Но еще совсем недавно была всего 9%, что очень сильно отличалось от других регионов.
Собираемость ежемесячных взносов на капитальный ремонт
(по регионам в целом, по данным сайта «Реформа ЖКХ» на 09.07.2015, в % от начисленных сумм)
Как отмечают аналитики, в составе выбранных семи городов – региональных столиц четко выделяются лидеры: Казань, Уфа, Екатеринбург и аутсайдеры: Пермский край, Челябинская область.
Юрист Пермского фонда содействия ТСЖ Станислав Шестаков отметил, что на собираемость ежемесячных взносов не оказывают особого влияния ни доля спецсчетов, ни размер самих взносов, ни информационная политика органов власти, ни даже размер субсидирования со стороны госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Решающими факторами для населения при оплате ежемесячных взносов являются простые вещи:
удобство оплаты;
эффективность системы доставки счетов;
проведение капитальных ремонтов («заметность» их для жителей).
При этом эксперты отмечают, что наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим собираемость, является включение взносов в единые квитанции на оплату коммунальных и (или) жилищных услуг. Такой механизм на 100% использует Татарстан, причем без всяких агентских платежей, и достаточно широко – Удмуртия, Самара. Очевидно, что такой механизм присутствует и в Перми, в ТСЖ, являющихся владельцами спецсчетов.