Заявление о банкротстве АО «Порт Пермь» поступило в краевой арбитраж. Акционеры уверены, что иностранные собственники разоряют стратегическое предприятие и скрывают это. Однако руководство речной гавани отрицает финансовые проблемы. Почему один из крупнейших речных портов Востока России оказался на грани банкротства и можно ли его спасти? Эти вопросы корреспондент 59.ru задал совладельцам порта – компании ООО «Евроинвестгрупп».
«Наша цель – не банкротство, а сохранение status quo»
Владельцы ООО «Евроинвестгрупп» Дмитрий Федоров и Роман Елькин подтверждают, что заявление о несостоятельности порта подано в суд в конце декабря 2015 года. На сегодняшний день оно «требует корректировки и оставлено без движения». По словам акционеров, главная цель банкротства – назначение независимого управляющего.
«На сегодняшний день мы не можем получить документы о текущей хозяйственной деятельности порта и не понимаем, что с ним происходит, даже будучи акционерами с 19% акций. Чтобы получить доступ к документам, необходимо иметь 25%. После введения процедуры банкротства, владельцы будут обязаны передать документы новому управляющему, и финансовое положения компании станет понятно», – рассказали в ООО «Евроинвестгрупп».
Если заявление о несостоятельности поступит от лиц, аффилированных к основным акционерам порта Пермь, то они смогут выбрать кандидатуру временного управляющего из числа «своих людей». В этом случае ситуация так и останется не проясненной. Если заявление подает сторонняя компания, которая сможет доказать в суде несостоятельность порта, то временного управляющего можно будет выбрать из числа незаинтересованных лиц.
«По нашей информации, за последние пять лет акционеры не получали дивидендов от деятельности порта, – продолжает гендиректор ООО «Евроинвестгрупп» Дмитрий Федоров. – Все деньги направлялись на реинвестирование, а акционеры ничего не получали».
Ранее ООО «Евроинвестгрупп» вели споры с АО «Порт Пермь» по поводу дебиторской задолженности. В августе суд частично удовлетворил требования истцов и обязал порт выплатить более 120 млн рублей. Сейчас сумма долга перед ООО «Евроинвестгрупп» составляет порядка 17-20 млн рублей. Однако на этом долговые обязательства порта не заканчиваются. Согласно данным картотеки арбитражных дел, у АО есть долги и перед другими компаниями.
«Руководство порта не только не идет на диалог, но и продолжает политику сокращений, – отмечает Федоров. – Работников порта увольняют, переводят на двухдневную рабочую неделю. Несмотря на то что объемы добычи установить сложно, порт продает ресурсы по заниженной цене. Например, в городе установились цены на песок примерно 450 рублей за тонну, а порт продает по 200 рублей за тонну. Это жесткий демпинг и консолидация денег для каких-то неизвестных целей».
Увеличить долю акций компания ООО «Евроинвестгрупп» не может. Примерно 78% акций принадлежит зарубежным компаниям с анонимными собственниками. Среди бывших и нынешних сотрудников порта распределено еще около 1,5% акций. При этом иностранные акционеры продавать свои активы не хотят, несмотря на внешнюю убыточность предприятия.
«Порт Пермь будет жить»
Позиция управляющего АО «Порт Пермь» Эдуарда Лившица принципиально иная. Он уверен, что порт Пермь будет жить без вмешательства сторонних компаний. «"Порт Пермь" – это монополия, городу без него не обойтись. Зарплату работникам мы платим, никого не увольняем, а к заявлению «Евроинвестгрупп» мы относимся спокойно», – говорит управляющий.
Вместе с тем г-дин Лившиц признает, что задолженность перед ООО «Евроинвестгрупп» есть, но она будет погашена в установленные судом сроки. Обозначить эти сроки управляющий не смог.
В итоге мы так и не смогли добиться конкретики по вопросу: «Что происходит на территории порта?». Ответ на него город получит только после положительного решения суда о признании АО «Порт Пермь» банкротом. Остается надеяться, что это решение будет принято раньше, чем порт прекратит существование.