В Перми жюри «Учителя года – 2017» в пятницу, 10 февраля, выбрало двух абсолютных победителей. Мы публиковали интервью с лучшим учителем города Марией Механошиной, преподавателем истории и обществознания в школе №22. Она рассказала, почему разрешает своим ученикам списывать на уроках и пользоваться смартфонами, а также объяснила, как найти общий язык с детьми.
Сегодня рассказываем еще об одном победителе – воспитателе детсада №287 33-летней Ирине Некрасовой. С дошколятами она работает уже восемь лет. С детства знала, что станет воспитателем, и после окончания школы, не задумываясь, подала документы в педагогический вуз.
Ирина рассказала 59.ru, почему разрешает детям обращаться к себе на «ты» и как помогает воспитанникам полюбить детский сад.
– За восемь лет интерес к работе не пропал? Не перегорели?
– После вуза я работала четыре года в садике и однажды поняла, что перегорела. Просто устала, ушли эмоции. Написала заявление и кардинально сменила сферу деятельности, устроилась администратором. Через год начались «ломки». Помогла одеться чужому ребенку и осознала, что ничего не хочу, кроме как вернуться в детский сад. Теперь сомнений нет.
Всю себя с фанатизмом посвящаю работе. И поняла, что главное качество воспитателя – это гибкость. Проблемы от того, что мы не умеем подстраиваться под детей, меняться.
– А вы умеете разделять работу и дом?
– Нет, получается очень плохо. Прихожу домой и начинаю думать о том, как работать завтра. Пишу конспекты. Кажется, от этого иногда страдают собственные дети (у Ирины двое детей. – Прим. ред.).
– Некоторые воспитатели выбирают себе некий «образ», в котором ежедневно предстают перед детьми. У кого-то это «наставник», у кого-то – «друг». Какая вы для своих воспитанников?
– Я – друг, помощник. Часто позволяю детям называть себя на «ты». Разговаривая с ними, всегда сажусь на пол, не смотрю сверху вниз. Для меня важно, чтобы ребята были яркими, смелыми и не боялись говорить. Знали, что имеют право на ошибку, что любой их ответ, любой поступок будет принят.
Мне интересна вся их жизнь. Когда в понедельник они приходят в группу, я спрашиваю, как прошли выходные. Как дела у друзей, родителей. Для меня ценно то, чем они живут вне садика. И воспитанники это понимают.
– Многие дети испытывают стресс от похода в детский сад. Как вы помогаете таким ребятам?
– У моих детей уже нет проблем, касающихся «расставания» с мамой (Ирина ведет группу семилеток – «выпускников» детсада. – Прим. ред.). Но у них бывают ситуации, которые могут вызвать негатив, – это конфликты внутри группы. В такие моменты я вмешиваюсь только тогда, когда понимаю, что сами они закончить ссору не могут.
– А как помочь ребенку полюбить детский сад?
– Нужно признать, что есть дети, которые никогда садик не полюбят. Им дома комфортнее. Я стараюсь показать ребятам, что всегда им рада, всегда улыбаюсь. Одно ценное наблюдение – детям не хватает тактильности. От этого многие проблемы, в том числе и боязнь детского сада. Порой нужно даже высокого семилетку просто взять на руки, посадить на колени или обнять.
– Если честно, у вас есть любимчики?
– Есть дети, с которыми легко, а есть дети, с которыми очень трудно – такие меня не принимают, отнимают много энергии. Но это тоже часть работы. Приходится искать лазейки. И главное – удивить. Потому в кармане у меня всегда есть либо игрушка ручной работы, либо грим. Достаю, привлекаю внимание... И все дети – мои.
– Сейчас даже в садике у детей есть мобильные телефоны. Как вы к этому относитесь?
– У многих сейчас телефоны. Как правило, это те дети, которые ходят в различные кружки и секции, и мамы должны их постоянно контролировать. Я телефоны не поощряю. Ведь ребята отвлекаются от занятий: играют, смотрят мультики.
– Что советуете родителям?
– У меня есть правило: рассказывать родителям обо всех успехах их детей. Когда мама и папа понимают, что я ценю ребенка, радуюсь его достижениям, они сами открываются, заинтересовываются. Совет один: проживайте с ребенком все его радости и невзгоды. Он не должен чувствовать себя одиноким.