Омбудсмен Пермского края Татьяна Марголина выступила в защиту литовцев, которые поставили в заброшенном кудымкарском поселке памятник жертвам политических репрессий. Правозащитник пояснила, что гражданскую инициативу необходимо поддерживать, а такие памятники узаконивать.
Всего, по сведениям омбудсмена, в Прикамье 126 мемориальных мест, связанных с репрессиями. Но официально на балансе края стоят лишь два – мемориал Сухой Лог в Кудымкарском районе и «Пермь-36». Летом 2016 года в заброшенном поселке Галяшор по инициативе Антанаса Гуркшниса появился памятник. В 1945 году, когда Гуршкинсу было три года, его родителей депортировали из литовской деревушки, находившейся в 30 км от Вильнюса, и привезли в Галяшор, где он и вырос.
Действия граждан сейчас оцениваются как самозахват земель лесного фонда. Полиции поручили провести проверку, выявить виновных лиц и привлечь их к ответственности.
– Налицо проблема постановки на учет объектов исторической памяти – она требует обсуждения на Совете глав муниципальных образований, – считает Марголина. – Людям нужно помочь решить этот вопрос законным путем. Что касается возмещения ущерба, принесённого лесному фонду, то для этого совсем не обязательно сносить памятник, есть и другие варианты – например, посадка саженцев. В любом случае, надеюсь, инициатива граждан будет поддержана.
Инициаторы уведомили администрацию Кудымкарского района о своем намерении. Но, по предварительной оценке Кудымкарского лесничества, в действиях граждан, осуществивших установку памятника, просматриваются признаки нарушения законодательства, предусматривающие «самозахват» земельного участка государственного лесного фонда. Кроме того, когда сойдёт снег, лесничество проверит информацию о вырубке деревьев на территории кладбища. Тем временем проверку по памятнику провела прокуратура и, по словам Кудымкарского городского прокурора Романа Владимирова, выявила, что «памятник установлен на землях лесного фонда, разрешения на отвод земель не осуществлялось».
За последние 30 лет совместно с областными (краевыми), городскими и районными администрациями установлены памятники жертвам политических репрессий в городах Пермь, Добрянка, Краснокамск, Кунгур, Верещагино, Чернушка, а также в Кудымкарском районе.