Все новости
Все новости

Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата

Аркадий Константинов около 50 лет коллекционирует все, что отражает различные эпохи.

Квартира Аркадия Константинова – настоящий музей антиквариата

Поделиться

Портал 59.ru продолжает рассказывать о коллекционерах, тесно связанных с Пермской художественной галереей. Мы уже знакомили вас с собирателем русского фарфора Галиной Курановой и собирателем живописи Серебряного века Виктором Селивановым

В увлечении героя сегодняшнего материала сложно выделить одно направление. В его домашнем музее есть все – от старинных английских роговых свистков и ручек Parker до сундуков русских купцов и буфетов в стиле сталинского ампира. Но именно поэтому к Аркадию Константинову часто обращаются российские и зарубежные музеи, театры, киностудии для того, чтобы использовать в работе подлинные экспонаты.

Аркадий Константинов создал дома музей антиквариата

Аркадий Константинов создал дома музей антиквариата

Поделиться

Аркадия Александровича можно назвать не иначе как собирателем истории. А его небольшую квартиру в одной из пермских многоэтажек – машиной времени.

– Проходите и присаживайтесь, – Аркадий Александрович провожает нас в комнату и указывает на два старинных, обшитых бархатом кресла. Они могли бы прекрасно дополнить экспозицию какого-нибудь музея и демонстрироваться с табличкой «Руками не трогать» на выставках. Но для пермского собирателя это, в первую очередь, просто кресла. И на них нужно просто сидеть.

Всякий предмет в его квартире используется по назначению

Всякий предмет в его квартире используется по назначению

Поделиться

– Вы не переживайте. Большинство экспонатов в моей коллекции живут и используются по назначению, – говорит Константинов.

Между креслами стоит венский столик конца XIX века. Это для Аркадия Александровича тоже просто столик, а не экспонат. За ним он пьет чай холодными (как сейчас) летними вечерами или пишет заметки.

– Изготовлен столик австрийской фирмой «Братья Тонет». Ее основатели изобрели способ изготовления мебели из гнутого ореха. Живую ореховую ветвь изгибали в соответствующий вензель, и она росла, предназначенная стать деталью стула, стола, кушетки... Высший пилотаж мебельного мастерства, – говорит Константинов.

Аркадий Александрович живет в двухкомнатной квартире многоэтажного дома в Мотовилихе. Две комнаты, балкон с панорамными окнами, кухня, коридоры до отказа забиты экспонатами его многочисленных коллекций. Сейчас Константинов готовится передать часть из них в Санкт-Петербургский музей – для выставки об эвакуации 1941–1942 годов. Война – одна из наиболее основательно исследуемых им тем.

Вся квартира коллекционера заставлена экспонатами

Вся квартира коллекционера заставлена экспонатами

Поделиться

Знакомство с историей и началось у собирателя, когда он был еще дошкольником и жил не в Перми, а в небольшом поселке Рощино под Выборгом.

– Мое детство прошло на линии Маннергейма (комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой 132-135 км длиной, созданный в 1920–1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР. – Прим. ред.). В начале 60-х там еще ДОТы стояли (долговременная оборонительная точка. – Прим. ред.), по лесам – россыпи стреляных гильз, змеилась колючая проволока, ржавели штабеля касок. Начнёшь иное дерево пилить – наткнёшься на вросшие в него осколки снарядов. Даже козе нашей служил хлевом финский ДОТ из гранитных глыб. Ещё не было никаких черных копателей, и я жил в своего рода музее под открытым небом.

У собирателя есть целая коллекция саквояжей

У собирателя есть целая коллекция саквояжей

Поделиться

Затем мальчишку отправили к родне в глухую удмуртскую деревушку Вожой.

– Это даже не деревня, а в леспромхозовский посёлок. Обстановка в избах самая архаичная: большие печи, лавки, сундуки. Только недавно провели электричество и на случай перебоев с ним с потолка свисали керосиновые лампы, которые я теперь собираю, потому что это для меня память. Но главное – я прикоснулся к совершенно иному пласту народной культуры – удмуртской – со своей атрибутикой, интерьером, традициями.

После Удмуртии было Закавказье. Там начинающий собиратель играл старинными монетами и гулял по заброшенным аулам.

– Потом, второклассником, я попал в краеведческий музей Краснодара. И был очарован увиденным. Вернувшись домой, принялся играть в музей. Собирал и складывал под снятые на лето оконные рамы – старинные и не очень – предметы, особенно те, что остались от войны. Все, что находил в лесу, в прибрежном песке, в противотанковом рву... Именно тогда я впервые ощутил непреодолимую тягу к коллекционированию.

Константинов собирает патефоны, швейные машинки, самиздат, телефоны, костяные свистки и многое другое

Константинов собирает патефоны, швейные машинки, самиздат, телефоны, костяные свистки и многое другое

Поделиться

Как ни странно, но к увлечению Аркадия Константинова подтолкнуло и то, что ему не повезло с первым учителем истории.

– Вел уроки директор школы, который использовал время в основном для того, чтобы ругать нас за плохое поведение и нерадивость в учёбе. Вопреки ему, может быть, даже назло, я стал заниматься своей историей, альтернативной. Доказывал самому себе, что история может быть другой, не такой, как нудно и схематично излагается им, а интересной и даже захватывающей. Много читал.

Константинов начал собирать свой музей еще в детстве

Константинов начал собирать свой музей еще в детстве

Поделиться

Аркадий Константинов стал историком-коллекционером. Защитил кандидатскую диссертацию. После чего еще и журналистикой занялся, в качестве военного корреспондента прошёл семь горячих точек – в Абхазии, Чечне, Югославии, Таджикистане, Южной Осетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии.

– Только представьте, Сараево или Грозный... Полуразрушенные дома как разбитые выброшенные на улицу шкатулки. Война выплеснула быт наружу. Я бродил среди развалин, изучая по этим хаотически разбросанным фрагментам, какой была там мирная жизнь. Кое-что шло на пополнение коллекций и архива, кое-что – дочурке (к примеру, игрушки от «Киндер сюрпризов»).

Многие вещи собирателю достались, когда он работал военным корреспондентом

Многие вещи собирателю достались, когда он работал военным корреспондентом

Поделиться

Когда, как говорит собиратель, в его жизни наступил «период стабильности» без войн и командировок, появилась возможность путешествовать. И каждая поездка в новую страну была для него погружением в другой мир, поколение, культуру. В другое время и пространство.

– Все мои поездки исследовательские. Вместе с местными жителями я просто сажусь в обычный автобус, чтобы смотреть на подлинную, а не витринную жизнь стран. К тому же, всегда посещал рынки, антикварные лавки, собратьев-коллекционеров, приобретая всё новые и новые экспонаты для коллекции.

Практически все фотоаппараты в коллекции – рабочие

Практически все фотоаппараты в коллекции – рабочие

Поделиться

Так, почти за полвека, Аркадий Александрович собрал несколько тысяч предметов антиквариата разных эпох, стилей, направлений. Кажется, в его коллекции есть все. И собиратель говорит, что специально не сосредотачивается на чем-то одном, а просто работает с тем, что характеризует время.

– Все, чему больше 50 лет, – это уже антиквариат и это меня интересует. Но одна из самых многочисленных и самых дорогих моему сердцу коллекций – чемоданы. По ним можно «прочитать» время, узнать о характере владельца и о тех местах, где он побывал.

Самая многочисленная – коллекция чемоданов

Самая многочисленная – коллекция чемоданов

Поделиться

Например, в коллекции Константинова есть каретный сундук XVIII века, созданный мастером Марешалем – учителем Луи Виттона. Его использовал граф Александр Строганов, когда на семь лет уехал во Францию. Или чемодан из Англии 60–70 годов XIX века, обитый гобеленом. Он «пришел» в Россию в качестве трофея военнослужащего Красной Армии и был по всем сторонам «помечен» инициалами владельца. Одно из последних приобретений коллекционера – кофр одного из первых элитных автомобилей Европы. В 45-м году советский офицер также взял его в качестве трофея и прикрутил к нему ручки от снарядного ящика, чтобы удобнее было везти домой. 

В коллекции Константинова есть каретный сундук XVIII века, созданный мастером Марешалем – учителем Луи Виттона. Его использовал граф Александр Строганов

В коллекции Константинова есть каретный сундук XVIII века, созданный мастером Марешалем – учителем Луи Виттона. Его использовал граф Александр Строганов

Поделиться

Одно из последних приобретений коллекционера – кофр одного из первых элитных автомобилей Европы

Одно из последних приобретений коллекционера – кофр одного из первых элитных автомобилей Европы

Поделиться

– Но вы ведь не собираете все подряд. Наверняка, существуют какие-то критерии отбора?

– Главное для меня – вещь должна отражать ту или иную эпоху, явление, личность. Означать больше, нежели та функция, которую она некогда исполняла. В ней должна «говорить» история.

– Как вам достаются все эти вещи?

– Первый путь – на «блошином рынке». Куда бы я не путешествовал, я обязательно зайду на какой-нибудь уличный маркет. Второй путь – мне вещи отдают или продают люди, у которых таковые раньше просто лежали мёртвым грузом. Третий путь – свалки и мусорки. Да-да, мусорки. Иногда утром я обхожу контейнеры и практически никогда не возвращаюсь без чего-то интересного, – отвечает Аркадий Александрович. – Вот, например, шляпница 30-х годов, саквояж или старая пудреница ручной работы. Все нашел на мусорке. Многие экспонаты достаются мне в ужасном состоянии, поэтому приходится тщательно восстанавливать их.

Эту старую пудреницу Константинов нашел на мусорке

Эту старую пудреницу Константинов нашел на мусорке

Поделиться

– Вы сильно отличаетесь от тех коллекционеров, которые собирают что-то одно – картины, фарфор, монеты, драгоценные камни. Они тратят на все это огромные деньги и потом показывают коллекции лишь узкому кругу своих знакомых.

– Коллекционеры сосредотачиваются на какой-либо теме. А я фильтрую и выбираю несколько направлений. Моя коллекция открыта, я люблю говорить о ней, потому что в том числе благодаря этому нахожу новые экспонаты, – говорит Аркадий Константинов. – Знаете, я больше даже не коллекционер, а собиратель. И это мое призвание.

Аркадий Александрович любит говорить о своей коллекции и показывать ее

Аркадий Александрович любит говорить о своей коллекции и показывать ее

Поделиться

В квартире Аркадия Александровича актеры, режиссеры и искусствоведы – частые гости. Он помогает музеям создавать выставки, предоставляет атрибуты для съемок фильмов (например, «Географ» и «Отчий берег») или для театральных постановок (например, «Золушка» в Пермском театре оперы и балета, «Конституция» в Театре-Театре, «Тёркин» в Доме актёра).

Многие из тех вещей, которые «работают», не помещаются в квартире, поэтому хранятся в нескольких обширных сараях коллективного сада в Егошихинском логу. Здесь, в заколоченных домиках, поросших травой и кустарниками, есть предметы на все случаи жизни: набор валенок, стулья, стол эпохи конструктивизма, деревянная стиральная машина, жестяная и эмалированная посуда (часть которой, кстати, сейчас выставляется в Центре городской культуры), ткани, фуфайки, кровать с сеткой... Десятки, сотни элементов, которые можно объединять и создавать целые музеи, выставки.

– Я очень часто сюда хожу, и не только чтобы проверить сохранность. Здесь я пытаюсь уложить все в своей голове, скомпоновать предметы, понять, как и где их можно использовать, как восстановить. Работы очень много. Но это мое все.

У Аркадия Александровича есть несколько складов с предметами, которые можно использовать на съемках, выставках

У Аркадия Александровича есть несколько складов с предметами, которые можно использовать на съемках, выставках

Поделиться

В этом помещении, например, все – только железное

В этом помещении, например, все – только железное

Поделиться

Часть экспонатов сейчас на выставке в ЦГК

Часть экспонатов сейчас на выставке в ЦГК

Поделиться

Еще одна «сокровищница» Аркадия Константинова находится в Речном училище. Здесь его антикварные вещи отлично вписываются в военную экспозицию кабинетного музея. Например, брюки моряка 1872 года, лысьвенская каска или кожаное пальто летчика начала XX века.

– Мечта моя – открыть в Перми музей, посвященный флоту. Интерактивные музей, где все можно взять в руки, примерить, послушать... Ведь именно по такому принципу я и являю миру свои коллекции.

Еще одна «сокровищница» Аркадия Константинова находится в Речном училище

Еще одна «сокровищница» Аркадия Константинова находится в Речном училище

Поделиться

Коллекционер показывает студентам форму военных лет

Коллекционер показывает студентам форму военных лет

Поделиться

Практически всю экспозицию Константинов сделал сам

Практически всю экспозицию Константинов сделал сам

Поделиться

Несколько экспонатов из коллекции Аркадия Александровича сейчас выставляются в Центре городской культуры

Несколько экспонатов из коллекции Аркадия Александровича сейчас выставляются в Центре городской культуры

Поделиться

Фото: Виктор Михалев

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter