Теодор Курентзис, Борис Мильграм и Владимир Гурфинкель рассказали, что они думают об аресте руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.
Кирилл Серебренников – режиссер, художественный руководитель московского «Гоголь-центра». В ночь на 22 августа его задержали в Петербурге и доставили в Москву. По версии следствия, режиссер организовал хищение 68 миллионов рублей, выделенных театральной труппе «Седьмая студия» на проект «Платформа» в центре современного искусства «Винзавод». Кирилл Серебренников не признал вину. 23 августа суд отправил режиссера под домашний арест до середины октября.
За Кирилла Серебренникова вступились многие артисты и режиссеры. В Facebook публикуют посты с хэштегом #свободусеребренникову. Пермские деятели культуры тоже не смогли остаться в стороне и рассказали, как они относятся к этой истории.
Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис опубликовал свое обращение на официальном сайте учреждения. По мнению дирижера, арест Кирилла Серебренникова подрывает доверие людей к правоохранительным органам и суду.
– Что мы видим сейчас? Известные господа открыто присваивают огромные средства и остаются на свободе, более того, пользуются привилегиями и продолжают руководить государственными театрами, – считает Теодор Курентзис. – А люди, которые занимаются настоящим делом, создают нечто действительно новое в современном искусстве, что получает признание во всем мире, оказываются за решеткой.
Дирижер пишет, что Кирилла Серебренникова схватили и увели в тюрьму как преступника. По мнению Теодора Курентзиса, такое грубое и предвзятое отношение к художнику недопустимо.
– Если так будет продолжаться, режиссеры будут бояться делать свою работу, которая требует свободы высказывания и поиска нового языка, – говорит Теодор Курентзис. – А если государственная система лишится доверия, мы пропали. Мы солидарны с Кириллом и поддерживаем его. Под арестом сейчас находится не только крупный российский режиссер, на скамье подсудимых – современное российское искусство.
Художественный руководитель «Театра-Театра» Борис Мильграм опубликовал свое обращение на официальном сайте учреждения еще 22 июня этого года, когда задержали бывших руководителей и главного бухгалтера «Седьмой студии». Следователи заявили, что экс-директор «Гоголь-центра» похитил деньги, выделенные на спектакль «Сон в летнюю ночь». Тогда Серебренников попросил зрителей доказать, что постановка действительно состоялась. Борис Мильграм писал, что сложившаяся ситуация напоминает скорее треш-детектив, чем эпизод из реальной жизни.
– После обысков, арестов, обвинений и множественных попыток очернить сотрудников театра все дошло уже до того, что про состоявшиеся театральные проекты стали говорить, будто «спектакль не был поставлен, и деньги на него не расходовались», – писал Борис Мильграм. – Я являюсь реальным свидетелем существования спектакля «Сон в летнюю ночь», так как неоднократно присутствовал на показах этой постановки.
Борис Мильграм отмечал, что в спектакле использовались сложные архитектурно-декорационные конструкции, требующие больших финансовых вложений. После ареста Кирилла Серебренникова Борис Мильграм в беседе с корреспондентом 59.ru назвал все происходящее «чудовищным».
– Нашего коллегу ночью вывозят в другой город, ведут в наручниках на судебное слушание, как преступника, – рассказал 59.ru Борис Мильграм. – Это вызывает только возмущение и абсолютное непонимание, зачем это делается. Если так запугивают всех нас, то что нам делать – не ходить на работу, не ставить спектакли? Кирилл Серебренников – большой режиссер, он очень талантливый. Я не верю в то, что он стал бы тратить силы на присвоение денег, вместо того чтобы ставить спектакли. Они (правоохранительные органы) устраивают шоу, представление. Видимо, им хочется заниматься нашей работой. Не понимаю, зачем эти показательные суды, аресты... Я выражаю свою абсолютную убежденность в том, что мой коллега ни в чем не виновен. И уж если он где-то допустил какую-то ошибку, это не стоит того, чтобы устраивать представление.
Главный режиссер «Театра-Театра» Владимир Гурфинкель попросил опубликовать его комментарий в том виде, в каком он его прислал в редакцию 59.ru. Поэтому мы приводим полное высказывание Владимира Гурфинкеля без изменений.
«Мир постоянно изменяется, но все это развитие выстроено, как известно, по спирали, а значит, история постоянно повторяется. Чтобы избежать повторений дословных, общество должно прилагать усилия, прислушиваться к иным голосам. Голосам, которые не могут быть слышны в массе, голоса, которые вне коллектива, вне толпы. Эти голоса прекрасны своей инаковостью, своим одиночеством. Прогрессивные голоса всегда одиноки и всегда не понятны большинству. Такими голосами были Пушкин, Шекспир, Толстой, Бетховен, Бродский и другие великие, с которыми общество на протяжении мировой истории вступало в конфронтацию. С моей точки зрения власть, повторяя ошибки предыдущих поколений, на примере Кирилла Серебренникова пытается показать, что такие голоса, высказывающие свое мнение, находящееся не в тренде, должны молчать. Телевидение и радио отдано чаще всего маргиналам. И микрофон к таким людям не подносят. Счастье, что у Кирилла есть театр, в котором он может высказывать свое мнение о стране и мире. Сложно не увидеть, что мысли Кирилла не совпадают с главной линией развития сегодняшнего дня и с той пропагандой, которая существует в стране. С мнениями, с взглядами Кирилла бороться сложно, потому что они чудесные, прекрасные, неожиданные и перспективные.
Что же делать с человеком? Нужно его уничтожить другими способами: замарать биографию, сказать, что он вор. В 30-е годы говорили, что такие люди работают на японскую разведку, подрывают мощь государства и взрывают железные дороги. Замарать имя человека – «славная» традиция НКВД и КГБ. Я в глубочайшем убеждении, что борются не с Кириллом, а борются с той интеллигенцией, которая имеет свое мнение. Хотят, чтобы мы опять как в сталинские времена погрузились в молчание и страх. Потому суд над Кириллом Серебренниковым – пошлый фарс. Не зря люди, которые это делают, скрывают свои лица и имена. Ибо их детям и внукам будет стыдно за те гнусные поступки, на которые идут власть имущие люди, порочащие имя Кирилла.
Михаил Чехов – выдающийся русский актер и режиссер, основатель МХАТ II, вынужден был покинуть Россию. Его театр закрыли. Всеволод Мейерхольд был расстрелян, театр был закрыт. Камерный театр Таирова, известный всему миру, был закрыт. Таиров доведен до сумасшествия. Соломон Михоэлс был убит. Театр ГОСЕТ был закрыт.
Давайте не продолжать эту историю.
Давайте постараемся жить так, чтобы не было стыдно смотреть в глаза будущим поколениям».