Каждый день в пермские кинотеатры ходят тысячи зрителей, но немногие из них знают, как устроен кинотеатр изнутри. Современный кинозал – это не полки с кинолентами, а высокотехнологичное помещение с цифровыми проекторами и фильмами на жестких дисках. О том, как сегодня работают кинотеатры, – в материале 59.ru.
Еще 20 лет назад большинство фильмов в нашей стране выходили на кинолентах, и технология показа кино ничем принципиально не отличалась от той, которая была в начале XX века (вспоминаете «Человека с бульвара Капуцинов»? Правильно). Но с тех пор многое изменилось. За последние десятилетия киноиндустрия шагнула далеко вперед и перешла на цифровые технологии. Чтобы разобраться в том, как устроен кинотеатр, мы побывали в пермском киноцентре «Премьер», работающем в качестве кинотеатра с 90-х годов. До этого, в советские годы, в здании по улице Пионерской, 17 находилось отделение кинопроката. Сейчас здесь работают шесть небольших залов. Зрители могут посмотреть как художественные фильмы, выходящие в массовый прокат, так и кино в жанре арт-хаус, документальные ленты.
В отличие от больших кинотеатров, в «Премьере» для каждого зала предусмотрена своя аппаратная, в которой находится кинопроектор и другое необходимое для показа фильмов оборудование.
– В других кинотеатрах залы располагаются по кругу, и есть одна аппаратная. Например, в кинотеатре в «Колизее» по сути два этажа – внизу находятся залы, а этажом выше – аппаратная. Оттуда видеоинженеры следят одновременно практически за всеми залами. Кроме того, там почти полностью автоматизирована эта система, а у нас она более «человечная», – говорит директор киноцентра Екатерина Земленухина.
В отличие от современных многозальных кинотеатров, где можно заранее запрограммировать автоматическое выключение света и начало киносеанса, в «Премьере» все происходит в ручном режиме.
– Мы подстраиваемся под зрителя. Если люди не купили билеты на какой-то сеанс, мы его не начинаем. Или, если у нас есть опоздавшие зрители, то мы включим фильм для них, когда они придут. Но, если они опоздали на 15 минут и более, конечно же, фильм начнется без них, – объясняет Екатерина.
Кроме того, автоматическое начало сеанса не требуется из-за проведения в кинотеатре различных киноклубов и образовательных программ. Ручное управление позволяет зрителям сначала пообщаться, а потом посмотреть фильм – когда они будут готовы.
Кроме кинозалов и аппаратных, в кинотеатре есть фильмохранилище для старых кинопленок и DVD-дисков (о нем мы расскажем в одном из следующих выпусков нашей рубрики). Но большинство современных фильмов сейчас показывают в цифровом формате DCP. Для их воспроизведения устанавливают специальные DCP-проекторы, а в качестве носителей используют жесткие диски.
– Внутри проектора находятся лампы, как в обычном пленочном проекторе. Отличие в том, что картинка идет через цифровую матрицу. По сути это увеличенная копия домашних или офисных проекторов, которые можно подключить к любому ноутбуку. Отличие заключается в том, что тут используются лампы мощностью выше двух киловатт, – рассказывает видеоинженер Вадим Устинов. Для сравнения: в домашних проекторах мощность ламп – 100–300 ватт.
Размер современного цифрового фильма в формате DCP составляет примерно 150 гигабайт. Фильм заранее загружается в проектор и, когда наступает начало сеанса, техник в нужный момент выключает в зале свет и начинает показ. Для защиты от пиратов используются специальные ключи шифрования на флешках – без них фильм посмотреть будет невозможно.
– Все фильмы кодируются специальными ключами. В интернете можно найти раскрытые фильмы, не под ключами, и потом специальным проектором открыть. Те фильмы, которые к нам приходят, – они все с ключами. Работают ключи определенное время – сколько дистрибьютор задал, столько они и будут работать. Потом фильм уже нельзя будет расшифровать. На простом компьютере посмотреть фильм в формате DCP будет проблематично. Есть, конечно, специальные проигрыватели, но они используются только киношниками, – отмечает киноинженер.
Из-за того, что в проекторе используются мощные лампы накаливания, в нем предусмотрена серьезная система охлаждения – она отводит лишнее тепло и образующийся озон. Также любой DCP проектор оснащается резервной батареей: она, конечно, не поддержит работу двух мощных ламп, но позволит проектору при отключении электричества не сломаться.
Кроме современных кинопроекторов, в «Премьере» остались рабочие экземпляры советских кинопроекторов 23КПК. Они находятся в рабочем состоянии, с их помощью можно посмотреть фильмы на кинопленке.
– 23КПК – как танк Т-34 советской киноиндустрии. В былые годы они чуть ли не в каждом кинотеатре страны стояли. Конечно, тогда квалификация киномеханика очень сильно влияла, потому что приходилось каждый раз переключать эти бобины. Было много проблем, например, пленка могла порваться, и ему нужно было быстро склеить ее и поставить обратно. Опыт приходил к человеку со временем. Иногда могла лампа взорваться во время сеанса, поэтому стенки у них такие мощные идут. При взрыве зеркало и отражатель разлетались на части и происходил громкий хлопок, – рассказывает Вадим Устинов.
Современному видеоинженеру не нужно уметь клеить кинопленку и разбирать старые проекторы. Работать техником в кинотеатре сейчас может любой человек, имеющий техническое образование, умеющий работать на компьютере и хорошо разбирающийся в электронике.
– На какой-то «Флаэртиане» случай был. Шел фильм про двух киномехаников, которые распутывают пленку. По сюжету пленка упала, и они ругаются. В этот момент у меня фильм зависает, а на экране зависают субтитры: «Чертова пленка, опять с ней проблемы», – вспоминает видеоинженер.
На протяжении последних лет киноцентр «Премьер» принимает зрителей фестиваля документального кино «Флаэртиана». В этом году фестиваль проходит в 17-й раз. В программе 47 фильмов в трех конкурсных программах из Швеции, Франции, Нидерландов, Чили, Чехии. Продлится фестиваль до 21 сентября. Мы сделали небольшой тест, который поможет вам сориентироваться в программе «Флаэртианы».