Глава Пермского края Максим Решетников заручился поддержкой президента в вопросе переноса железнодорожных путей из центра города. Мнения пермяков относительно проекта разделились: кто-то считает его слишком амбициозным, другие, напротив, согласны: пути следует убрать. О том, что предлагают краевые власти и что по этому поводу думают эксперты, – в материале 59.ru.
История железной дороги вдоль Камы
Горнозаводская ветка Свердловской железной дороги была построена в центре Перми в конце XIX века. Губернским властям тогда было необходимо связать новую железную дорогу Пермь–Котлас с Горнозаводской веткой, заканчивающейся на станции Пермь (сейчас – Пермь-I). Пути были проложены от вокзала до станции Заимки, на которой к 1910 году построили новый железнодорожный вокзал Пермь-II. Железнодорожное полотно прошло по склону берега и отрезало жилые кварталы города от реки. Для этого пришлось срыть часть склона, а у дома Мешкова построить туннель.
Первые электрички начали ходить от станции Пермь-II по Горнозаводской ветке в 1940-х годах. В 1980-х годах электропоезда перевозили жителей отдаленных районов города и окрестностей, ходили до Лысьвы, Чусового, Верещагино, Курьи, Кунгура. В 2004 году в Перми запустили проект «городская электричка». Пассажирские составы курсировали по маршруту Голованово–Курья и связывали Кировский и Орджоникидзевский районы. Проезд в городской электричке приравнивался к стоимости проезда в других видах общественного транспорта.
В 2017 году новые краевые власти начали обсуждать идею строительства новой сцены Театра оперы и балета и пермской художественной галереи на городской набережной. В качестве места для театра предложили площадку квартала №5, ограниченную улицами Осинской, Монастырской, Окулова и Попова, а для галереи предложили бывший ДК Телта или корпуса бывшего завода имени Шпагина (сейчас «Ремпутьмаш»), на улице Советской. Кроме того, власти и эксперты стали обсуждать будущую судьбу всего пространства городской набережной.
Что предлагают сделать
Во время визита Владимира Путина в Пермь Максим Решетников попросил президента поддержать проект масштабной реконструкции набережной и переноса железнодорожных путей.
– Из 70 километров набережной реки Камы, вдоль которой расположен город, обустроены лишь два. Остальное пространство занято заводами и железной дорогой. Для благоустройства набережной и в связи с отмечаемым в 2023 году 300-летием Перми власти предлагают демонтировать железнодорожную ветку, что позволит создать здесь новое городское пространство. Грузоперевозки будут перенаправлены на параллельную линию на другом берегу реки. На освободившемся пространстве будет запущен трамвай, – сообщила пресс-служба Кремля во время визита.
На обновленной набережной власти предложили разместить краеведческий музей и пермскую художественную галерею, а в историческом здании вокзала Пермь-I открыть интерактивную выставку «Россия – моя история».
Проект переустройства набережной тесно связан с модернизацией транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Пермь-II.
– В сутки железнодорожным транспортом передвигается четыре тысячи человек, а на автобусе в том же направлении более 140 тысяч. Сейчас рассматриваются разные варианты, в том числе и запуск трамвая, говорить о конечном варианте рано. Главное – открыть доступ к реке для жителей, – написал Решетников после визита Владимира Путина на своей странице в Instagram.
Зачем это нужно
В краевом министерстве строительства 59.ru пояснили, что цель предлагаемой реконструкции – организация доступного транспортного сообщения между площадью Восстания и центром города.
– В рамках реализации этого проекта планируется замещение электрички на участке Пермь-II – Мотовилиха скоростным общественным транспортом, время ожидания которого будет составлять 10–15 минут. В то время как время ожидания электрички сейчас составляет от 30 минут до двух часов, – пояснили в минстрое. – В первую очередь проект касается выноса грузовых перевозок с Горнозаводского направления за пределы центра города, так как перевозка грузов несет серьезные экологические и технологические риски для населения.
Как рассказал 59.ru директор института транспортного планирования российской академии транспорта Михаил Якимов, проект в первую очередь предусматривает ликвидацию железнодорожных путей и обеспечение пешеходной доступности для набережной.
– Задача сейчас не просто заменить пути, а ликвидировать железнодорожную инфраструктуру и за счет этого обеспечить пешеходную доступность набережной. Я думаю, в результате этого мы получим хороший потенциал развития территории для жилищного строительства и для городских мест отдыха. На следующем этапе, в зависимости от транспортных потребностей, будут прикинуты варианты организации там трамвайного сообщения, – объясняет эксперт.
Михаил Якимов добавляет: проект предполагает строительство двух крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) – в районе улицы 1905 года в Мотовилихе и в районе улиц Дзержинского–Окулова возле университета. Пассажиры смогут воспользоваться на них железнодорожным, автобусным и трамвайным сообщением. Стоимость строительства одного такого узла оценивается в миллиард рублей.
Интересно, что транспортно-пересадочные узлы планируют построить в местах возможного появления третьего моста через Каму. Однако, по словам эксперта, реализация обоих проектов пока не связана между собой.
– Строительство обоих транспортно-пересадочных узлов подразумевает связь с мостами. Это касается обоих вариантов мостов с выходом на улицу 1905 года и с выходом на площадь Гайдара. Оба ТПУ могут функционировать с любыми возможными вариантами появления моста, – говорит Михаил Якимов.
Другое мнение
По мнению градозащитника Дениса Галицкого, необходимости в ликвидации железнодорожных путей сейчас нет.
– От того, что железная дорога исчезнет, набережная не станет популярнее, – считает он. – Большинство людей ходят на набережную несколько дней в году, и то в жаркую погоду. Транспортная доступность набережной, если железная дорога исчезнет, не станет выше. По большому счету, сейчас необходимо идти пешком от ЦУМа и от того, будет там железная дорога или нет, ничего не изменится. Власти говорят, что пустят трамвай, но не понятно, куда он будет идти и как он будет связан с остальным общественным транспортом.
По словам градозащитника, во всех крупных европейских городах электричка – оптимальный способ добраться до пригородов.
– Иметь в городе выход на пригород или электрички – это правильно. Нужно не убирать железную дорогу, а как-то включать ее в городскую среду, – резюмирует Денис Галицкий.
Грандиозные планы
Планы переноса Горнозаводской ветки из центра Перми власти региона на прошлой неделе обсудили с руководством РЖД. По итогам встречи был предложен вариант строительства железнодорожного моста через Каму с выходом путей на станцию Пальники, а также строительство 25-километрового железнодорожного обхода Гайвы.
По словам главы краевого минтранса Николая Уханова, объем грузоперевозок по Горнозаводской ветке в ближайшие годы должен увеличиться, поэтому власти приняли решение о переносе железнодорожных путей из центра города.
– Нам необходимо развивать набережную, но через ГЭС пустить поезда не вариант, потому что это особо охраняемый объект. В ходе обсуждения с РЖД нашли один из вариантов – северный железнодорожный обход со стороны Пальников с выходом в район Курьи или станции Блочной. В первую очередь мы говорим о железнодорожных грузовых потоках. Мы обсуждали вопрос совмещения ж.-д. моста с автомобильным и резервирования отдельной полосы для возможного строительства дороги, но пока в пятилетних планах этого нет, – объяснил 59.ru Николай Уханов.
Кроме нового моста и железнодорожного обхода микрорайона Гайва, власти региона представили проект Северного обхода Перми. Трасса протяженностью 40 км должна пройти от Краснокамска до трассы Пермь–Ильинский и выйти на новый мост через Каму.
– Сейчас у города есть Западный, Южный и Восточный обход, который мы достраиваем. В пятилетку у нас появится вторая нитка моста через Чусовую. И там же мы получаем еще в перспективе и Северный обход. За счет него транспортная доступность Ильинского района увеличится, – рассказал Максим Решетников в интервью радиостанции «Эхо Перми».
Пока краевые власти обсуждают новые планы, эксперты должны до конца года выбрать место для строительства третьего моста через Каму.