Пермские пожарные призывают водителей аккуратнее парковаться во дворах. Последние годы в городе остро встала проблема загруженных придомовых территорий. Это не только неудобно, но и может быть смертельно опасно. Мы сходили в пожарную часть и измерили самые большие машины. Они нужны при серьезных пожарах, но оказывается, что влезть могут далеко не в каждый двор.
«Оттаскиваем машины вручную»
У автоподъемника коленчатого пожарного (АКП-50), оборудованного специальной люлькой, на базе КАМАЗа высота подъема на 50 метров вверх. Такая машина незаменима, если надо эвакуировать людей из высотки, которых в Перми становится всё больше и больше. Один нюанс — для работы АКП-50 нужно 5,5 свободных метра рядом с домом. А в нынешних условиях в проезд с трудом протискивается «Газель».
Сама машина в ширину всего 2,5 метра. Но, чтобы разложить лестницу, необходимо установить специальные опоры (аутригеры), а они больше метра. В длину машина 12 метров.
Сергей Репула в пожарной охране уже четыре года. Сейчас он водитель этого автомобиля. Он искренне призывает жильцов домов подумать, прежде чем оставлять машину на ночь во дворе. Может, именно из-за вашего авто в самый нужный момент не найдется места для спасательного автомобиля.
— На этой машине очень сложно подъехать на вызовы из-за нечищеных дорог и неправильно припаркованных машин, — сетует Сергей. — И даже если получится заехать, мы всё равно не сможем ее как следует разложить. К счастью, необходимость в подъемнике возникает сравнительно не часто. Бывают ситуации, что автомобили приходится просто на руках оттаскивать. Да, в прямом смысле. Если мы не можем подъехать, то люди подходят и руками отодвигают машины, которые мешают.
На понимание: в доме на 200 квартир в среднем около 70 машин. Когда во дворе невозможно разложить специальную лестницу, приходится, насколько это возможно, использовать ручные лестницы, которые в длину всего несколько метров. То есть буквально перекидывать лестницу из окна нижнего этажа на верхний, чтобы эвакуировать людей.
— Это самый большой автомобиль. Еще на базе КАМАЗа есть цистерны. Им тоже бывает сложно, они ненамного меньше, — рассказывает Репула. — Приходится продумывать, как подъехать к объекту. Например, при въезде во двор я заранее даю команду, чтобы подъемник остановился чуть вдали и заезжал только при необходимости. Иначе он загородит всё. И не сможем ни проехать дальше, ни выехать.
Кроме призывов к сознательности водителей, пожарные могут использовать и закон. Хотя он далеко не идеален.
Если есть столбики, машины не бросают. Но и пожарные не проедут
С начальником отделения надзора и профилактики МЧС Мотовилихинского района Константином Усольцевым мы прогулялись по нескольким дворам его территории, чтобы посмотреть, где есть проблемы с пожарной безопасностью.
У новостроек на улице Ушинского ситуация непростая, но и не самая страшная. Это потенциально опасный район, где одна за другой появляются высотки. Например, к дому № 43 такая машина, как АКП-50 с лестницей, проедет буквально впритык, но полностью установить ее можно будет только сбоку. Перед подъездом придется экстренно убирать машины, несмотря на то, что сама площадка довольно просторная.
По правилам, у девятиэтажки проезд должен быть 3,5 метра. Если здание от 28 до 46 метров, то проезд — 4,2 метра, ну а у высоток ширина пожарного проезда не меньше 6 метров. Всё это делается для того, чтобы хватило места подъехать и установить машины с соответствующими лестницами. Включается и ширина проезжей части, и тротуара. Сложности возникают в том случае, если тротуар огораживают столбиками. С одной стороны, это делается как раз для того, чтобы там не парковались машины, с другой — пожарный автомобиль в таком случае тоже не проедет. Чтоб такого не произошло, советуют делать невысокие столбики или бетонные плиты.
— Размещение транспорта не регламентируется ни УК, ни ТСЖ. И даже специальная разметка во дворах ситуацию не спасает, — считает начальник отделения надзорной деятельности МЧС Мотовилихинского района Константин Усольцев. — Но пожарные проезды во дворах должны быть обеспечены. Хотя жители сами решают, как ставить автомобили, а о безопасности не думают. Днем мы еще можем нормально подъехать, а вечером и ночью, по выходным не только лестница, но даже автоцистерна не влезет.
За нарушение пожарных норм отвечает УК или ТСЖ. Первый раз выдается предписание, потом составляется административный протокол и выписывается штраф. Его сумма может достигать 200 тысяч рублей.
Фото: Тимофей Калмаков