Власти Перми разработали правила размещения вывесок на фасадах зданий. Они определяют размеры, допустимый текстовый и графический состав вывесок и требования к размещению на зданиях. Какие из тех вывесок, что есть сейчас, им не соответствуют, а какие и менять не придётся? С этим вопросом мы обратились в городскую администрацию. На экскурсию по вывескам с нами вышел начальник управления архитектуры и городского дизайна департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми Сергей Карасев.
Решение о том, что для установки вывесок будут определенные стандарты, депутаты гордумы приняли в 2015 году. Тогда же определили срок, за который предприниматели должны устранить нарушения — 20 месяцев, начиная с 22 февраля 2017 года. То есть все нарушения должны устранить к 22 октября 2018 года.
Что говорят правила?
Вот основные требования к вывескам и местам их размещения:
вывеска размещается в пределах 1-го и 2-го этажа, на условной горизонтальной линии;
высота вывески должна быть не больше 50 сантиметров;
логотип может быть больше максимальной высоты вывески на 20% и не более 70 сантиметров;
ни один из элементов вывески не может превышать 10 метров в длину и занимать более 70% длины фасада здания;
вывеска не должна отстоять от стены более чем на 20 сантиметров и не должна превышать 30 сантиметров в толщину;
вывеска размещается над цокольными окнами, но не ниже полуметра от земли;
если вывеска располагается на козырьке здания, она должна находиться на передней его плоскости;
нельзя устанавливать вывески различных типов в пределах одного входного пространства или фасада;
не допускается установка объемных конструкций вывесок (световые коробы) на козырьках входных групп;
вывески не должны быть больше козырька по высоте;
вывеска должна быть отцентрована относительно архитектурных элементов, не перекрывая проемы, арки, архитектурные детали и декоративно-художественное оформление здания;
вывеска не должна располагаться на расстоянии менее одного метра от мемориальных досок, указателей улиц и номеров домов;
не допускается размещение вывески на кровлях, лоджиях и балконах.
Если вывеска соответствует этим требованиям, владельцу не потребуется согласовывать ее размещение с мэрией. Если же нет, тогда её владельцы должны будут согласовать вывеску в соответствии с колерным паспортом здания — документом, устанавливающим цвет фасада дома и его внешний вид. Главное условие здесь — существующая вывеска не должна нарушать архитектурный облик здания. Согласовать размещение конкретной вывески на конкретном здании нужно в департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми. Находится он на улице Сибирской, 15.
Более подробно о требованиях к вывескам мы рассказывали в предыдущем материале.
А что на деле?
Наша экскурсия с Сергеем Карасевым начинается со здания на Петропавловской, 29.
— Эта вывеска размещена на балконе. Она больше 50 сантиметров в высоту, поэтому она должна быть согласована в составе колерного паспорта, — поясняет Сергей Карасев, указывая на вывеску отеля «Сибирия». — Да, она может здесь остаться, но по согласованию.
На этом же здании обнаруживаем вывеску, которую, по словам Карасева, нужно демонтировать.
— Вывеска «Гастрономическая лавка» не может быть согласована в колерном паспорте, так как она нарушает архитектурный облик. Поэтому она должна быть демонтирована, либо предприниматели должны её заменить, — продолжает Карасев. Тут же обнаруживаем рекламный баннер кулинарной студии. — Конструкции в виде баннеров в центре города согласовываться не могут, потому что они нарушают архитектурный облик. Из-за них весь город — как в заплатках.
Здание на Петропавловской, 29 оказалось богато на «плохие» примеры. Вывеска столовой заметно контрастирует с внешним видом здания, табличка со временем работы должна быть вертикальной, а здесь она — горизонтальная. А табличка с информацией о работе клиники «Гутен таг» заметно больше требуемых размеров — 40 на 60 сантиметров.
— Конструкции столовой нарушают архитектурный облик. Хотя они могут привести их к стандарту. Например, если вывеска будет в виде объёмных букв, то ее не нужно будет согласовывать, — продолжил Карасев. — «Гутен таг» — вывеска стандартная, в виде объёмных букв, а вот «режимник» необходимо согласовать, а лучше уменьшить.
Мы движемся дальше. Подходим к перекрестку Петропавловской и Газеты «Звезда». Здесь начинается территория объектов культурного наследия. Карасев поясняет: на таких объектах все вывески согласовывает инспекция по охране культурного наследия, а не градостроительный департамент.
Следующим зданием для «разбора» становится торговый центр «Звезда» по ул. Газеты «Звезда», 13. Фасад здания буквально усеян рекламными плакатами, баннерами и выклейками на окнах.
— В июне 2018 года собственники разработали и согласовали колерный паспорт фасадов на это здание, так как оно находится в зоне объектов культурного наследия достопримечательного места, — комментирует Карасев. — На этом здании возможно размещение вывесок только в виде объёмных букв. Выклейки на стеклах должны занимать не более 30% от одной витрины или остекления.
Некоторые вывески на следующем здании — Петропавловской, 40 — были приведены к соответствующим требованиям, некоторые подлежат согласованию, другие должны быть демонтированы.
— Вывеска «Зубной стандарт» была согласована. Вывески отеля и кафе могут быть согласованы. «Центр танца» еще в 2015 году согласовали. А вот вывеска медицинского центра «Линлайн» подлежит демонтажу.
Представители этого салона красоты судились с департаментом градостроительства Перми, но проиграли и должны были демонтировать свои вывески. Но они до сих пор висят. Окна салона полностью закрыты «заплатками» из информационных плакатов, хотя по стандартам выклейка (оформление витрин наклейками) не должна превышать 30 процентов от площади остекления. Входная группа салона смотрится ярко-оранжевым пятном на фоне серого здания. Сам департамент демонтировать вывеску не может — не имеет полномочий.
Вывеску Ketroy на здании Петропавловская, 43/1 необходимо заменить объемными буквами, считает Сергей Карасев. Причина тому — перекрытие архитектурных деталей фасада.
— Здесь мы видим пример, когда все рекламные конструкции и вывески перекрывают архитектурные детали. Фасад выполнен в псевдоисторическом стиле — имеет рустованную кладку, арочные проёмы. Всё это перекрыто вывесками.
Не по стандарту и вывеска Газпрома на Петропавловской, 43. Карасев поясняет: она может остаться, если ее переделать — убрать синюю подложку и согласовать.
Переходим улицу и останавливаемся у здания на Комсомольском проспекте, 15в.
— Вывески «Пельмешки» и учебного центра были согласованы. Вывески «Визион» заменят. Выклейка на витрине также не нарушает стандарты, — продолжает Сергей. — А рекламная конструкция «телеэкран» не может быть согласована. Она превышает допустимые размеры рекламных конструкций, размещаемых в зонах достопримечательных мест, — 1,2 на 1,8 метра.
По поводу вывесок «Семьи» и «Чикена» на Компросе, 11 Карасев нарушений почти не обнаружил — но у вторых надо заменить оформление витрины, здесь неправильная выклейка, так как стекло закрыто полностью. А вывеску «Почты России» на торце здания необходимо сделать в виде объемных букв без подложки.
В качестве хорошего примера оформления фасадов Карасев привел здание бывшей табачной фабрики на Советской, 65а, в котором разместились различные кафе и магазины. Все вывески на нём не нарушают архитектурный облик здания.
— Мы видим идеальный вариант оформления. Вывески находятся между первым и вторым этажом в виде объемных букв. Они отцентрованы относительно элементов входных групп.
Свернув на улицу Куйбышева, мы продолжили путь в сторону двух «Колизеев». Оба усеяны рекламой и вывесками. Но для информационных конструкций на торговых центрах места между первым и вторым этажом недостаточно — здесь много арендаторов. Поэтому владельцам таких центров рекомендуют самим разрабатывать колерные паспорта и согласовывать их в департаменте градостроительства и архитектуры.
Один из «Колизеев» — Cinema — попадает в зону объектов культурного наследия достопримечательных мест, поэтому вывески на нём могут быть только в виде объемных букв. Единственная вывеска на Cinema, попадающая под требования, — «М.видео», так как она объемная и расположена на фоне под цвет фасада. Остальные придется заменить.
Внешность Atrium вскоре должна измениться. Чуть ли не единственными «правильными» вывесками здесь являются «Иль де ботэ» и Calvin Klein Jeans. Все баннеры на фасаде должны демонтировать, а вывески «Хуторок», Subway и остальные — заменить на объемные буквы без подложки.
Кстати, новые правила касаются не только вывесок на фасадах, выходящих на улицу, но и вывесок во дворах — правила едины для всего города, исключений быть не может.
Ранее мы писали про то, как на Комсомольском проспекте появятся велодорожки, а на улицу Пермскую вернутся автомобили.