Вчера в Перми завершился второй международный марафон, на который вышло около 9 тысяч участников, а самый быстрый марафонец добежал до финиша за 2 часа 18 минут. Мы попросили бегунью из Екатеринбурга сравнить два марафона — наш, еще пока юный, и екатеринбургский, который в два раза старше.
9 сентября стало первым днем, когда я надела шапку, чтобы бежать 10 километров под дождем и по тягучим горкам ради большой и тяжелой медали самого душевного марафона Урала. Пермскому марафону два года, по сравнению с «Европой — Азией» в Екатеринбурге он неопытный малыш, и международным его можно назвать разве что из-за спортсменов, бегущих под разными флагами. Зато у этого марафона есть козырь — это душа, которую можно разглядеть, лишь оказав сопротивление горной трассе и погоде.
Я не профессиональный спортсмен и даже не марафонец, но могу пробежать 10–15 километров и чувствовать себя хорошо. В августе я участвовала в екатеринбургском марафоне «Европа — Азия», а в сентябре приехала в Пермь, чтобы закрыть сезон. Два марафона, две одинаковых по километражу дистанции, но такие разные маршруты и нюансы организации. Пермь по-своему сильна, но кое в чем ей еще нужно догонять уральскую столицу.
Организация
Любой массовый забег начинается за сутки до сигнального свистка. В субботу с утра тысячи бегунов встречались в стартовом городке, забирали пакеты с номерами и атлетическими ништяками: подкладывать атлету полезные вкусняшки — тренд последних лет. Так можно и спонсоров прорекламировать, и сделать бегуну приятно. В пермском пакете, по аналогии с екатеринбургским, я надеялась увидеть гели или изотоник, а нашла арахисовую пасту, пастилу и энергетический батончик — скромно, но всё равно приятно.
Спонсоры у марафонов в регионах, как правило, одни и те же: это компании с правильной едой, кроссовками, которые будут нести вас по асфальту, как по облачку, спортивной одеждой и прочими девайсами. В этом ряду пивоваренная компания выглядит как минимум нелепо — это, кстати, стало причиной скандала в Екатеринбурге, где банки с безалкогольным напитком вручали прямо на финише. Десятки моралистов тогда призывали организаторов «постесняться», «не продаваться» всем подряд и «не пропагандировать алкоголизм на празднике спорта». Может быть, пермские организаторы сделали выводы, раз пивная палатка скромничала и не появлялась вне зоны стартового городка. На финише всем бегунам вручали воду и яблоки.
Еще один плюс — стартовые пакеты и футболки выдавались в одном помещении. Помню, как в Екатеринбурге бегуны (а их было в три или даже четыре раза больше) ошалело метались между Дворцом спорта, где забирали номера, и торговым центром, где выдавали форму. Они терялись, находились и в итоге разочаровывались — оказывается, маленькие размеры футболок закончились в начале дня. В Перми же всё было спокойно и максимально собрано. У стартового городка колонны волонтеров получали инструкции от старших — где что находится, кого и куда отправлять. Мне даже показалось, что организаторов забега было вдвое больше, чем самих участников.
Трасса
У любого международного марафона (особенно в России) должна быть своя фишка: в Казани и Самаре — маршрут по историческим местам, в Питере — те самые белые ночи, в Екатеринбурге — возможность добежать из Европы до Азии и обратно.
Какая фишка у Перми — я не знаю, но ей вполне могли бы стать горы. Огромные, тягучие подъемы на полтора-два километра, которые сначала бросают тебе вызов, потом выматывают, а иногда даже злят, но в конце поощряют долгим и ровным спуском. Прибавьте к этому мелкий дождь и ветер, который на подъеме обязательно дует в лицо — даже один круг по такой трассе добавляет сто очков к карме атлета и повышает его ЧСВ. Для неподготовленного бегуна это реальный шанс встретить марафонскую стену — когда кажется, что сил нет совсем и двигаться вперед больше невозможно.
Мне показалось, что пермская трасса построена так, что за один круг можно посмотреть если не весь город, то большую его часть. Я никогда не была здесь раньше, поэтому даже на марафоне чувствовала себя туристом: мотала головой по сторонам, изредка выкрикивая: «Какая красота!». Пермь недаром называют одним из длинных городов в России — беговой маршрут вытянут, не нужно петлять из переулка в переулок, боясь проскочить очередной поворот. Вишенкой на торте атлета стал участок трассы на улице Сибирской — длинный, с подъемом в начале, из-за чего улица казалась бесконечной. Представьте себе: люди, которые бегут перед вами, поднимаются куда-то вверх и резко пропадают. И только бегущие навстречу дают надежду, что когда-нибудь вы увидите знак на разворот.
Плюсы и минусы
Старт в ветреный и дождливый день для бегуна пусть разочарование, но небольшое: мы привыкли бегать в любую погоду. Да, это может отразиться на результате, но эмоции от соревнований выше, чем градус на уличном термометре. Гораздо большим разочарованием стали пункты с водой — точнее, то, что попить удалось не всем. На шестом или седьмом километре, когда пронеслась группа А — спортсмены, бегущие на результат, новичкам и любителям достались пустые стаканчики. Пришлось терпеть еще полтора километра до нового пункта с водой. Конечно, погода в таких обстоятельствах была только на руку: в холод пить хочется меньше, нежели в жару. Здесь пермякам стоит перенять опыт Екатеринбурга: магазины и бары, находящиеся на маршруте, вытаскивали канистры с водой и раздавали ее всем нуждающимся. Конечно, организаторы не могут заставить местный бизнес волонтёрить — он сам должен додуматься до этого. Но у Перми, кажется, все шансы есть.
Порадовали пункты питания — их было не просто много, а очень много: перекусить фруктами можно было через каждые три километра (возможно, потому, что дистанция круговая — марафонцам пришлось четырежды пробегать одни и те же участки). Но расправиться с апельсином, когда он разрезан пополам, довольно сложно даже стоя.
Зрители
Вас было много, и это удивительно. Возможно, в Екатеринбурге просто привыкли к марафону и воскресным поездкам в центр, раз местные предпочитают сон и недовольное бурчание в фейсбуке: мол, этих бегунов нужно за город отправлять.
В Перми всё не так: группы школьников, студенты, родители с детьми, молодые компании — вы надевали куртки под дождевики и прилипали к ограждениям, чтобы, стоя под проливным дождем, посмотреть на этих безумцев в трусах и майках, несущихся с очередной горы. Вы были любопытными, вы тянули свои руки каждому бегуну, чтобы дать «пять».
Вы так громко кричали, что это было слышно даже через наушники. И это не просто приятно — это мотивирует: когда по всей дистанции расползаются змейки зрителей — у бегуна нет права переходить на шаг, он должен бежать и для вас. Благодаря именно вам марафон не превращается в коммерческую историю для нескольких тысяч человек, из-за которых нужно перекрывать дороги.