Комсомольский проспект ждут сильные изменения. Велодорожка, сквозной пешеходный проход через Октябрьскую площадь — главные моменты реконструкции. Мы прогулялись по одной из главных улиц Перми с директором Института территориального планирования Еленой Ермолиной. Она на конкретных примерах показала и рассказала, что же ждёт Компрос в будущем.
— Формирование комфортной городской среды — это общероссийский тренд. Пермь не исключение, — начала Елена Ермолина, встретив корреспондентов 59.ru у входа в офис Института территориального планирования рядом с Соборной площадью. — Заходя в комплексное благоустройство той или иной территории, мы должны формировать городскую среду. Сначала появляется концепт, идея, стилистика, общий смысл территории, а только потом появляется проект благоустройства.
Мы движемся в сторону ЦУМа. Ермолина говорит об основных проблемах Компроса.
— Проблем у Комсомольского проспекта масса, начиная с того, что постепенно качество благоустройства приходит в негодность. Нет единой стилистики, начиная с того, что у одного здания стоит пять урн из разных эпох, и заканчивая тем, что в бульварной части утрачена историческая ценность.
Пересекаем проезжую часть и выходим на аллею.
— Мы настаиваем на том, чтобы бульварная часть Компроса стала единым пространством. Сейчас многие пешеходы до сих пор думают, что по бульвару можно пройти через перекрёстки, — прямо при нас пешеходы спокойной походкой пересекают улицу Советскую. Пешеходного перехода здесь нет, как и на остальных перемычках между зелёными частями проспекта. Мамочки с колясками спокойно могут попасть под колёса.
По словам Ермолиной, кардинальных изменений бульварная часть претерпеть не должна.
— Необходимо убрать МАФы [малые архитектурные формы] с устаревшим моральным обликом. — Ермолина указывает на металлическую скульптуру на аллее. — Должны поменять плитку, поменять освещение.
Ещё одна из проблем, по словам Ермолиной, — на Компросе отсутствует велосипедное движение. По проекту для движения велосипедов выбрали полосу между проезжей частью и аллеей.
— Мы рассматривали разные варианты размещения велосипедной дорожки. На бульварной части ширина пешеходной дорожки не позволяет разместить полосу для велодвижения. На тротуарах размещение велодорожки также невозможно из-за пешеходов, которым будут мешать велосипедисты. Расположить полосу для движения двухколёсного транспорта на проезжей части рядом с тротуаром также невозможно из-за парковок, — отметила Ермолина. — Поэтому единственное место для велодорожки выбрали между аллеей и проезжей частью. Мы нашли фотографии 70-х годов, где велосипедисты двигались именно по этой части дороги. На первых этапах, чтобы выработать привычку, предлагаем выставить столбики.
Снова переходим проезжую часть и останавливаемся у ситиборда — рекламной конструкции. Ермолина заостряет внимание на ширине тротуара.
— Где-то в тротуарной части заужена ширина. Это происходит из-за парковки, из-за расстановки ситибордов на пути пешеходов. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы в проект вошло увеличение ширины тротуаров до нормативной — это три метра. В некоторых местах необходимо убирать парковки.
В качестве примера Елена Ермолина указывает на тротуар у Центрального выставочного зала.
— Здесь интенсивное пешеходное движение. Мало того что входная группа лестницами выходит на тротуарную часть, ещё и парковка занимает место. В этом месте надо от неё избавляться. А собственникам помещений надо рассказать о том, что нельзя входными группами выходить на тротуар.
Указывая на ситиборд, Ермолина продолжает.
— Рекламная конструкция, которая располагается рядом с перекрёстком, перегораживает движение пешеходам. Мы рекомендуем рекламу либо убрать, либо переместить на остановочный комплекс. Парковка и входная группа сужают тротуарную часть. Нужно убрать здесь парковку и расширить тротуар. Понимаю, что вопрос со стоянкой автомобилей — болезненная тема, но мы рекомендуем убрать парковку именно там, где тротуар не соответствует нормативам.
На перекрёстке Компроса и Советской помимо ситиборда находится фонарь-гибрид с элементами из разных эпох.
— У нас возник некий гибрид уличного освещения. В 50-е годы возник сталинский ампир. В 70-е появилась лаконичная верхушка у столбов. Затем у многих столбов появились пластиковые накладки. Хотелось бы вернуться к сталинскому ампиру, чтобы фонари подчеркивали застройку Компроса той эпохи. А по поводу «паутины проводов» над головой хотелось бы пойти по пути Москвы, где в короткий срок всё это убрали под землю в кабели.
Перемещаемся на Октябрьскую площадь.
— Это место тоже требует проработки. Сейчас это огромная парковка в центре города. Основная мысль всё же есть — по Октябрьской площади бульварная часть должна быть продолжена. Из-за того что на этой площади периодически проходят праздники, мы предлагаем пешеходную дорожку ограничивать мобильными МАФами в виде кадок с деревьями, например. Во время праздников их можно будет убирать за территорию площади. Пешеходную дорожку предлагаем обозначить плиткой.
Под конец нашей прогулки Ермолина затрагивает тему освещения.
— Точно должны подсвечиваться такие здания-доминанты, как «Муравейник», «Башня смерти», и другие объекты культурного наследия. Жилые здания нужно подсвечивать по карнизу, чтобы подчеркнуть перспективу Компроса. Площади должны подсвечиваться по периметру.
Проект реконструкции Комсомольского проспекта представила Елена Ермолина на градостроительном совете в администрации Перми. На градсовете Ермолина представила и концепцию благоустройства пешеходной улицы Пермской. По проекту на пермский Арбат вернутся автомобили.