Пересечение улиц Революции и Сибирской. Жилой квартал «Новый центр» разрастается, появляются новые современные многоэтажки, первые этажи которых обрастают модными барами, ресторанами, магазинами. Напротив — популярный гипермаркет «Семья». Недалеко — дворец спорта и центральный парк развлечений. Прохожих удивляет — среди построек здесь затесался ветхий двухэтажный дом, построенный в 1910-е годы. Памятником архитектуры он не является. Почему он там стоит? Почему этот участок не застроили? Кто там живет? 59.RU выяснил, что делает эта избушка в центре каменных джунглей.
Глухой забор
Сначала мы решили сходить в этот дом и пообщаться с жителями. Недалеко от дома увидели, что заинтересовались постройкой не только мы. Молоденькая девушка с плёночным аппаратом фотографирует дом со всех сторон.
— Девушка, вы тоже туда хотите попасть?
— Нет, я просто фотографирую. Забавно, что в Перми рядом есть такие вот дома (указывает на соседний 25-этажный дом) и такие — контраст!
Подходя к дому, упираемся в высокий обитый металлом глухой забор. Раньше ограждение было низеньким — из деревянных досочек, через которые было видно всё, что происходит у дома. Калитка — на магнитном ключе. Рядом — звонок, но на него никакой реакции. Ощущение, что в доме никого нет. В небольшую щель в заборе видим собачью будку, но собаки, кажется, тоже нет. С другой стороны дома — забор ещё деревянный и слегка поломанный, за ним — сугробы размером с человека.
Когда мы собирались уходить, из калитки вышла женщина.
— Скажите, это ваш дом?
— Тут так-то много собственников. А что?
— Почему вы тут живёте? Дом явно ветхий. Вам не предлагали расселение?
— Ой! Этой истории 10 лет уже! Давят на нас, давят! Администрация давит. Там и судов уже сколько было…
— Каких судов? Может, мы как-то поможем?
— Да не получится у вас ничего! Ни у кого не получится. Всё это бесполезно.
Больше ни на какие вопросы женщина отвечать не стала и ушла. Взяла визитку, но так и не позвонила.
Хотели получить как можно больше, а остались ни с чем
Когда мы искали информацию об этом доме, наткнулись на материал четырёхлетней давности в интернет-журнале Zvzda.ru. В 2015 году, когда «Новый центр» только строился, журналисты издания тоже пытались пообщаться с жителями «деревяшки» в центре будущей высотки. Тогда к ним вышел ещё один собственник части помещений дома: «мужчина лет 60–65. В линялых семейных трусах до колен. С видавшей виды и не одно поколение моли шалью на плечах. С отчётливыми признаками нездорового образа жизни на лице».
Тогда интернет-журнал писал, что, помимо мужчины, в доме живет ещё три человека — его внучка и две дочери, а собственников здесь еще больше. Так, в том разговоре выяснилось, что у мужчины шесть дочерей и сын, и они в доме не только прописаны, но и имеют право собственности. А ещё у главы семейства 17 внуков, есть и правнуки. По числу потомков в своё время мужчина поделил принадлежавшие ему 2/5 дома — 36 квадратных метров. Кому-то досталась 1/37, кому-то — 1/46.
Дом, который за последовавшие за этим разговором три года «вырос» вокруг «деревяшки» большого семейства, строил «Талан». Говоря с корреспондентами, мужчина обвинил их и районную администрацию в том, что их не расселили, хотя они соглашались. Zvzda.ru приводила и комментарий их специалиста по недвижимости:
— Вся семья явилась к нам и говорит: нужна двухкомнатная, трехкомнатная... Было всё в ультимативном и категоричном порядке: надо Люсе, Дусе, Пете, Маше... Если мне не изменяет память, речь шла о семи квартирах. Причём не просто жильё, нет. На Красной площади, с золотым унитазом.
На прощание журналистам мужчина сказал:
— Ничего... Завтра придут, деньги заплатят, и всё. Им деваться некуда. Это для агентства недвижимости лучший выход, потому что через месяц–два я уже буду просить не четыре, а шесть миллионов. Август–сентябрь [2015 года] — и деньги к нам придут, не сомневайтесь...
Сейчас в «Талане» уже не так хорошо помнят те события. Корреспонденту 59.RU сообщили сдержанное:
— Договориться о цене нам не удалось, поскольку собственники были не готовы продавать участок по рыночной цене.
Теперь «Талану» этот земельный участок совершенно не интересен. Высотки построены и активно развиваются. Да и другим застройщикам вряд ли будет интересно — участок не такой уж и большой, и возвести там что-то фундаментальное вроде торгового центра или дома уже не получится — дом, можно сказать, «зажат» постройками.
А какие суды кто проиграл? И причём тут администрация?
Собственники оставшихся трёх пятых долей дома дали согласие на расселение и снос еще в 2013 году, когда дом на Сибирской, 44 был признан ветхим и непригодным для проживания. Остальные — и тогда уже хотели несколько отдельных квартир. Как писала «Звезда», ссылаясь на управление жилищных отношений, семья обратилась в суд. Решение суда было неожиданным — его вновь признали пригодным для жилья. Здание исключили из реестра домов «под снос». Но дом ветшал, и в 2016 году администрация Свердловского района подала на собственников помещений в суд — их пытались обязать «привести фасад и водоотводящую систему здания в соответствие с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Суд иск удовлетворил, судебные приставы Свердловского района возбудили соответствующие исполнительные производства. Но! Летом 2017 года Межведомственная комиссия при администрации района признала многоквартирный жилой дом № 44 по улице Сибирской аварийным и подлежащим сносу. Учитывая эти обстоятельства, обязанность приводить фасад и водоотводящую систему в порядок отпала сама собой.
И что теперь?
Сейчас дом стоит здесь, как и стоял. Участок никто не покупает (и не купит), а расселению здание пока не подлежит, хотя и признано аварийным. Всё дело в том, что во второй раз его признали ветхим только в 2017 году, соответственно, он не попал в региональную программу расселения «авариек» на 2018–2020 годы.
В администрации города уточняют: дом планируют расселить до 2024 года. Для этого привлекут средства из городского и федерального бюджетов. А это значит, что, если с этим домом в силу его ветхости ничего не случится, то он своим контрастом на фоне гигантов из стекла и бетона будет радовать фотографов ещё пять лет. Опять же, если в условиях программ расселения ничего не изменится.
Ранее мы сообщали, что городские власти продадут сгоревший дом по адресу: Пермская, 66. Покупатель должен будет восстановить здание. А ещё мы публиковали свежий выпуск карты позора Перми: в жилом доме рядом с цирком сквозь дырявую крышу видно небо.