Почерневший обугленный дом стоит на взгорке. Вместо окон — дыры, прикрытые рваным полиэтиленом. Это все, что осталось от дома 69-летнего Владимира Виноградова. Пенсионер уже четыре месяца живет в старом кузове от армейского КАМАЗа.
«Не осталось даже фотографии матери»
В частном секторе на улице Гиринской встречает лай собак. Немного покосившийся фургон КАМАЗа сильно занесло снегом. Пенсионер, отработавший 30 лет аппаратчиком химического производства, Владимир Виноградов радушно приглашает в гости.
В фургоне на удивление тепло. Под лампами зеленеет рассада, в углу мерцает старый телевизор. В центре фургона — раскаленная печка с трубой.
— Пока живу здесь, уже и зиму перезимовал, — рассказывает Владимир Виноградов. — Осенью сгорел мой дом. Пожар начался ночью, я был в гостях у своей дочери. Спасателей вызвали соседи, они мне позвонили и сказали, что дом горит. Приехали две машины, рукав бросили в водоем, у нас тут Андроновский пруд. У дома стояла моя припаркованная «Газель». Огонь до нее еще не добрался, но откатить машину пожарные не дали, сказали, что нельзя подходить к горящему дому. В огне сгорели мои книги, в личной коллекции энциклопедий было более 600 экземпляров. Все документы. У меня не осталось ни одной фотографии матери.
Пожарные сразу сказали Владимиру, что, скорее всего, его дом подожгли. Пенсионер предполагает, что сделать это могли «охотники за местом» — оно хорошее. За 20 лет участок у него не раз предлагали выкупить, но Владимир отказывался. А незадолго до пожара он не поладил с гулявшими рядом с собаками мужчинами — по словам пенсионера, «слово за слово, они пообещали меня сжечь». Камеры, стоявшие в доме, могли бы прояснить ситуацию, но они тоже сгорели.
Первую неделю после пожара Владимир жил в машине, охранял сгоревший дом — мародеры полезли в него в первую же ночь.
«К 70-летию построю новый дом»
Старый кузов КАМАЗа, в котором сейчас живет пенсионер, — подарок от жившего на его участке китайца. Ему он в свою очередь достался от семьи, жившей в нем, пока строился их дом в Голованово. Дом так и не достроили, от земли отказались. Кузов с нее нужно было убирать — и его продали китайцу. После его отъезда десять лет назад Владимир Виноградов устроил в кузове склад. А когда сгорел дом, обустроил новое жилище за неделю.
— Соседи и друзья очень помогли. Кто-то дал стол, кто-то — кровать, посуду, еще кое-какие вещи, — с благодарностью рассказывает мужчина. — Когда хорошо топишь, жить здесь можно. Некоторые живут хуже. Сегодня звонили, хотят дрова выделить от администрации. Почему к дочери не поехал? Там в одной квартире семья из шести человек. А я не любитель руки опускать и ничего не делать.
Дом Владимира был застрахован, теперь пенсионер надеется получить страховые выплаты. В возбуждении уголовного дела ему отказали — причиной пожара посчитали проблемы с проводкой. При этом сам Владимир говорит, что полиция на месте пожара не была, никого не опрашивала, хотя свидетелей было много. А с проводкой в его доме всё всегда было хорошо.
— Я следил за безопасностью. Всю проводку менял, она новая была. Даже здесь, в фургоне, электричество по уму провел. У меня лучший электрик. Это, кстати, не первый пожар на нашей улице — пять лет назад сгорел дом соседей, им тоже записали в причину проводку.
Как выяснилось уже перед публикацией, со страховкой есть проблема: в компании документы полиции не приняли. По словам пенсионера, смутило страховщиков то, что при указанной в отчете полиции проблеме с проводкой, в документах МЧС есть отметка об обнаруженных на месте следах легковоспламеняющейся жидкости. При этом полиция экспертизу на месте пожара не проводила.
Как пояснили 59.RU в управлении жилищных отношений администрации Перми, Владимир Виноградов 27 ноября прошлого года обратился в их управление и написал заявление, где просил разместить его в маневренном жилом фонде.
- В связи с тем, что иных жилых помещений в собственности и в пользовании по договору социального найма Виноградов не имеет, ему предложили для временного проживания комнату в доме по улице Народовольческой сроком на один год, - сообщили в ведомстве. - Виноградов дал согласие на временное проживание в маневренном фонде, получил ключи от комнаты 28 ноября 2018 года и заселился.
Нам Владимир Виноградов подтвердил, что согласился получить комнату во временном маневренном фонде, но жить там не будет. Он боится покидать свою землю.
- Я не могу бросить здесь все и жить в комнате на Народовольческой. Туда только буду приезжать помыться, все-таки надо раз в неделю блага цивилизации, - говорит пенсионер. - Юрист мне посоветовал не отказываться от маневренного фонда. Иначе признают, что у меня есть дом в виде фургона.
На пожарище
Владимир Виноградов ведет нас к своему сгоревшему дому. Пленку на оконных проемах нещадно рвет ветер. В глубоком сугробе видно котел для замешивания бетона.
— Я же тут ремонт затеял с лета. Окна все поменял на новые. Полностью обустроил все: провел канализацию, поставил газовый котел, — разводит руками пенсионер. О былом ремонте ничего не напоминает. — Раньше думал: разрежу этот вагончик. Он девять тонн весит. Хорошие деньги. А теперь это мой дом. Если за четыре месяца не нашли причины пожара, пытаться выяснять дальше я не хочу. Сейчас планирую быстрее начать строительство нового дома. Надеюсь к своему 70-летию, к юбилею, успею.
Ранее мы писали, что в Новобродовском пожар полностью уничтожил двухэтажный дом, в котором проживала семья с шестью детьми. Многодетные остались без вещей и крыши над головой. Им помогли местные жители.