Сегодня над центром Перми после перерыва снова начали летать истребители МиГ-31. Взлетно-посадочная полоса у них находится в Большом Савино, и летчики вынуждены снижаться, чтобы зайти на посадку. К громким звукам двигателей перехватчиков жители города привыкли уже давно и не замечают их, а вот приезжие до сих пор удивляются и испрашивают, почему над центром так громко летает военная авиация. А сегодня удивились и пермяки: МиГи зачастили.
В пресс-службе ЦВО поспешили успокоить горожан — 16 августа в Пермском крае проводятся обычные плановые учебно-тренировочные полеты.
— Сегодня действительно проводились плановые учебно-тренировочные полеты экипажей МиГ-31БМ авиаполка, который дислоцирован в Пермском крае, — объяснили 59.RU в пресс-службе ЦВО. — После выполнения учебно-тренировочных полетов самолеты идут на посадку. Шум от низколетящих самолетов мог напугать жителей.
Авиаполк с самолетами-перехватчиками МиГ-31 располагается на авиабазе «Сокол». Экипажи сверхзвуковых истребителей взлетают с одной полосы вместе с гражданской авиацией. Приземляться летчикам приходится по одному направлению, которое также используют пилоты пассажирских лайнеров. Но делают они это так шумно, что порой заглушают все вокруг.
Проблему громкой посадки МиГов обсуждают в Перми более 10 лет. Еще в 2011 году на жалобы горожан отреагировал губернатор Прикамья Олег Чиркунов и омбудсмен Татьяна Марголина. Глава региона обратился к министру обороны Анатолию Сердюкову с просьбой запретить полеты над Пермью истребителей-перехватчиков МиГ-31. Министр тогда распорядился разобраться в проблеме и на время полеты прекратились. Но в последние годы военные летают над городом очень часто, порой даже ночью.
В авиаполку объясняют, что изменить схему полета очень сложно. Для этого необходимо строить новую взлетно-посадочную полосу. В 2013 году проблемой также озаботился экс-губернатор Виктор Басаргин. Он обсуждал полеты МиГов над городом с руководством Минобороны.
— Считаю, что радикально решать этот вопрос нельзя. Пермский край не заинтересован в выводе данной военной части, — писал Басаргин в своем блоге. — Это фактически база для развития одного из наших населённых пунктов. Считаю, что здесь возможны компромиссные решения. У меня было несколько встреч с руководством Минобороны, где мы договорились о том, что военные откажутся от полётов над городом в ночные часы и рано утром. Кроме того, начнут перевооружение, в ходе которого заменят двигатели на новые, менее шумные.
Спустя шесть лет проблема так и не решена. Самолеты продолжают летать над центром города, каждый раз вызывая волну возмущения у жителей. А туристы и гости Перми удивляются низколетящим истребителям. Периодически пермяки вновь поднимают вопрос о шумном пролете самолетов, но власти, как и военные, молчат.
Кроме громких полетов над городом в самом аэропорту существует еще одна проблема — использования взлетно-посадочной полосы гражданскими судами и военными. Так, утром 22 августа 2018 года во время взлета на одной полосе оказались гражданский лайнер и военный самолет. Рейс SU1395 Пермь — Москва авиакомпании «Аэрофлот» должен был вылететь из пермского аэропорта в 7:55 по местному времени. На борту «Аэробуса» находился 151 пассажир. Однако взлет был прерван, и вылет задержался на три часа. Как оказалось, причиной тому стало то, что в момент взлета гражданского лайнера дежурная пара МиГ-31 должна была выполнить взлет по тревоге в рамках внезапной проверки боевой готовности частей ЦВО. В результате один МиГ-31 выкатился на взлетную полосу. Гражданский лайнер также находился на взлетке. Экипаж «Аэробуса» применил экстренное торможение и прервал взлет.