По работе Андрей Денисенко бывает во многих городах России, отпуск проводит в разных странах. Но Пермь любит и считает, что в некоторых моментах наш город выигрывает у других городов — по крайней мере, российских. Мы предложили Андрею написать для нас колонку.
Пермь очень легко не любить — достаточно регулярно уезжать из неё в европейские мегаполисы. Ты возвращаешься из солнечной добродушной Барселоны, и тебя сразу по прилёте окружают мрачные тучи и мрачные люди, да ещё эта вечная грязь, да ещё вон тут дорога разбита, а здесь урна свалилась, и всем плевать. И сразу чувствуешь — я Пермь не люблю.
Всё прошло, когда в моей жизни начался период поездок по нашей бескрайней Родине. Возвращаясь из некоторых городов, я ощущал внутри желание, как в фильме с плохим сценарием, — упасть на колени прямо после выхода из самолёта и целовать родной пермский асфальт.
Вот, например, Владивосток. Туда круто приехать на пару недель — погулять вдоль берега, посмотреть на мосты, съездить в океанариум, поесть местных морских деликатесов. Но жить там (а я там прожил полгода) — это мука. Сплошные сопки. Пешком ходить невозможно, потому что тебе всё время в гору, под гору и обратно в гору. Тротуар может закончиться в любую минуту, поскольку впереди очередная гора. Ездить на машине тоже нереально — весь город стоит в пробке с утра до вечера. Да, потому что вокруг горы, и дороги мимо этих гор бесконечно петляют. В итоге между точкой А и Б иногда 1 километр, а преодолеть его — это нереальная задача. Пешком не дойти, такси будешь ждать полчаса и потом ещё полчаса стоять в пробке.
Уровень развития инфраструктуры — никакой. Это в Перми мы привыкли, что вышел из дома, и тут же рядом несколько сетевых продуктовых магазинов. Во Владивостоке рядом с домом будет несколько киосков или подвальных маркетов формата «пиво — сигареты — мороженые пельмени». В магазины надо ехать. Что такое «ехать» во Владивостоке — смотрите выше. При этом цены на всё дикие, начиная от продуктов и заканчивая арендой жилья.
Или взять Самару. Мы тут часто ругаем городские власти за плохую чистку улиц (и правильно ругаем, нечего расслабляться). Но в Самаре тротуары, как мне показалось, за всю зиму не чистили вообще ни разу. Такие сугробы я видел в Перми только в 90-е годы. И ещё недавно я их видел в Нижнем Новгороде. Там тоже к ранней весне случился просто снежный апокалипсис — обходя сугробы, не забудь посмотреть наверх, чтобы сосулькой не пришибло.
В общем, Пермь точно не самый плохой российский город. Но это, безусловно, не повод выдохнуть и расслабиться. Потому что равняться нужно всё-таки на лидеров, а не на лузеров. У нас есть хороший шанс к 300-летию города сделать что-то действительно важное. Главное, чтобы это «что-то» не подменилось компанейщиной и дешёвыми популистскими решениями.
Согласны с автором?