17-летней пермячке выплатят 150 тысяч рублей из казны РФ за незаконное лишение свободы. Четыре года назад подросток провела 18 суток в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Суд признал эти действия незаконными.
В 2015 году история 13-летней Дарьи попала во все СМИ. На перемене девочка потеряла сознание в школьном туалете, однако скорую помощь ей не вызвали. В туалете ребенок пролежал полтора часа.
— Девочка из небогатой семьи, она принципиальна, умеет постоять за себя, — вспоминает юрист Денис Галицкий, сообщивший в «Фейсбуке» о решении суда. — Так получилось, что с классным руководителем у нее был конфликт.
Что произошло в школе
С разрешения родителей об этих событиях мы пообщались с самой Дарьей.
— Днем ранее классный руководитель запретила мне посещать спортивные танцы, у меня на этой почве произошел нервный срыв, — рассказала 59.RU Дарья. — Помню, что в туалете просто отключилась. Зашли девочки из параллельного класса, я попросила их позвать завуча или классную руководительницу. Но полтора часа никто ко мне не заходил. Я пыталась вставать, но мне становилось только хуже. Я позвонила маме, потом снова отключилась. Я не знаю, почему не подошла классный руководитель или завуч.
По словам девушки, в школу примчался ее отец. Он вынес дочь на руках и стал звонить в скорую помощь. Там в то, что в школе на полу туалета девочка провела полтора часа и ей никто не помог, даже поверить не могли. Галицкий отмечает: после выяснилось, что медик в школе работала только в первую смену, к моменту, когда Даше стало плохо, ее в школе уже не было. В больнице Даша в итоге провела три дня.
— Позже школа пыталась объяснить случившееся тем, что девочка наркоманка, но в анализах не было обнаружено никаких веществ, — отмечает юрист Денис Галицкий. — Конкретный диагноз ребенку не поставили, скорее всего, это действительно была реакция на стресс. После этого инцидента школа не только не признала, что оставила ребенка в беспомощном состоянии при наличии угрозы ее жизни и здоровью, но и перешла в наступление — резко активизировались инспекторы по делам несовершеннолетних. По словам мамы девочки, они «стали собирать материал» на Дашу, вызывали семью на комиссию.
Пять уголовных дел
После подключения к истории инспекторов ПДН и появилась причина для помещения девочки в изолятор, говорит мама девочки. На Дарью возбудили пять уголовных дел — за избиение мальчиков и кражу. Но девушка говорит, что ничего этого не совершала, а избили, напротив, ее.
— Это были восемь мальчиков, я не ожидала, что они ударят, — говорит девушка. — Мы с мамой ездили в полицию и фиксировали побои. Потом на работу к маме с родителями приезжал один из этих мальчиков, извинялся. По его словам, проучить меня попросила завуч. А после всего этого виноватой оказалась я: на меня возбудили пять уголовных дел по разным заявлениям. Среди них два избиения — как раз этих мальчиков, хотя я их пальцем не тронула. Еще одно уголовное дело по факту кражи. Потом эти дела испарились.
По обращению полиции в связи с этими делами суд принял решение поместить Дарью на 30 суток в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Как рассказывает Галицкий, слушание провели в нерабочее время суда, закончили заседание после 19:00 и сразу повезли Марию в изолятор ЦВСНП. Там она провела двое суток. По словам Галицкого, это комната с зарешеченным маленьким окном и «пыткой туалетом». В такой камере его нет.
Только через двое суток семиклассницу поместили из изолятора в общую группу центра. Как рассказала 59.RU мама Дарьи, она смогла увидеть дочь только тогда. У девочки была истерика. Семья подала апелляцию, и через 18 дней краевой суд отменил постановление о помещении Даши в Центр.
Конституционный суд принял сторону школьницы
Также семья подала иск на возмещение морального вреда, однако им отказали. Спустя год на возмещение подал Галицкий — уже в Конституционный суд РФ.
— Пять упомянутых выше уголовных дел, прекращенных в силу ее возраста, фигурировали в постановлении о помещении в ЦВСНП, — сообщает Галицкий. — Мы по этому поводу жаловались в Конституционный суд РФ, так как районный суд (определивший девочку в ЦВСНП, — Прим. авт.) руководствовался просто документами полиции, то есть Даша априори считалась виноватой — не было презумпции невиновности. Конституционный суд РФ указал в постановлении, что и в таких делах должно быть равноправие сторон в состязательном процессе.
Конституционный суд, куда обратился юрист, признал, что у детей такие же права, как у взрослых, дети тоже имеют право на компенсацию морального вреда при незаконном помещении под стражу. 3 июня этого года Свердловский суд Перми взыскал с Российской Федерации 150 тысяч рублей за незаконное помещение несовершеннолетней в центр для правонарушителей.
— Это наверняка первое в России решение о компенсации морального вреда несовершеннолетнему за помещение в ЦВСНП, — отмечает Галицкий. — Решение пока в силу не вступило. Сейчас этот случай рассматривает Европейский суд по правам человека тоже, он может вынести решение в ближайшее время — делу дан приоритет.
Сейчас семья ждет решения ЕСПЧ.
После всего случившегося Даша еще два года училась в прежней школе — из принципа хотела закончить там 8-й и 9-й классы. Сейчас Даша работает монтажником кондиционеров и воздухоотводов. Квалификацию получает сразу по месту работы.