Сотрудники школ, кафе, химчисток и других предприятий и организаций обязаны иметь личную медицинскую книжку с отметками о пройденных обследованиях. Без нее руководство не вправе допустить к работе. Рассказываем, как оформить и получить санитарную книжку.
Кто обязан иметь медицинскую книжку
Личные медкнижки в обязательном порядке должны получить должностные лица и работники организаций:
связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продуктов питания. То есть сотрудники торговых организаций (включая рынки), предприятий общепита, пищеблоков любых учреждений и организаций, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, а также баз, складов хранения и реализации, транспортных организаций;
связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды. В том числе работники водопроводных сооружений (если они непосредственно связаны с подготовкой воды), а также сотрудники, обслуживающие водопроводные сети;
образовательных и оздоровительных учреждений для детей и подростков (если их деятельность связана с воспитанием, обучением или питанием детей). То есть детских садов, школ, гимназий, колледжей, детских спортивных клубов, детских санаториев, библиотек и других;
сферы коммунально-бытового обслуживания: парикмахерских, косметических салонов, гостиниц, прачечных, химчисток, бань и других, включая обслуживание канализационных сетей и сооружений. А также социальные работники и сотрудники предприятий торговли детскими и парфюмерно-косметическими товарами, секонд-хендов, вещевых рынков, сетевого маркетинга. В списке еще сотрудники санаториев, домов отдыха и пансионатов, интернатов и домов для инвалидов и престарелых — если их деятельность связана с питанием и коммунально-бытовым обслуживанием. И работники гостиниц, общежитий, мотелей, турфирм, ночных клубов, бассейнов, водолечебниц, спортивно-оздоровительных учреждений. А также водители такси и другого пассажирского транспорта, включая международные перевозки, и проводники поездов дальнего следования, речного, морского и авиатранспорта;
учащиеся школ и других учебных заведений перед началом и в период прохождения практики на предприятиях, для работников которой обязательна профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация;
иностранные рабочие организаций, сотрудники которых обязаны проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.
Кто выдает медкнижки
Личная медицинская книжка — официальный документ строгой отчетности. Оформлять и выдавать санкнижки вправе только организации, уполномоченные Роспотребнадзором.
Как оформить медкнижку
После подачи заявления и оплаты услуг вам выдадут незаполненную медкнижку. С ней нужно будет пройти обследование у врачей и сдать анализы (список зависит от вашей специальности и сферы деятельности) — это можно сделать в поликлинике по месту жительства или частной клинике. А также пройти гигиеническое обучение и аттестацию по его итогам. После этого вам выдадут справку о том, что медкнижка оформляется, для предъявления работодателю.
Готовую медицинскую книжку с уже поставленной голограммой может забрать ее владелец или представитель работодателя.
Какие документы нужны для оформления медкнижки
Приготовьтесь предоставить:
паспорт (или другой удостоверяющий личность документ — военный билет, водительское удостоверение);
заявление, в котором нужно указать фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес проживания, должность и место работы;
фотографию размером 3х4 сантиметра.
Сколько стоит оформление медкнижки
Нужно оплатить медицинское обследование и анализы, а также гигиеническое обучение и аттестацию. Общая сумма варьируется в зависимости от требований к определенной сфере деятельности и составляет от 1200 до 4000 тысяч рублей.
Согласно Трудовому кодексу, оплачивать медкнижку должен работодатель. Если вы получаете книжку при устройстве на работу (например, в столовую), то часто предлагают вариант, когда вы оформляете книжку за свой счет, а в течение первого месяца вам возвращают потраченные деньги.
Где должна храниться медкнижка
Медицинская книжка должна храниться у работодателя — в администрации организации (в отделе кадров, если он есть, или в сейфе руководителя) или у индивидуального предпринимателя. На руки работнику ее выдают только для прохождения профосмотров и профессиональной гигиенической подготовки.
Также владелец книжки получает ее при увольнении и переходе на другое место работы.
Нужно ли менять медкнижку при переходе на другое место
Заводить новую книжку не нужно. Но при смене места работы или вида деятельности необходимо внести сведения об этом в действующую медкнижку. Это должен сделать сотрудник отдела кадров (или индивидуальный предприниматель), заверив запись печатью организации.
Каков срок действия медкнижки
Личная медкнижка действительна до заполнения всех страниц, но медосмотры должны проводиться регулярно в зависимости от сферы профессиональной деятельности.
Кто вправе проверять медкнижки
Контролировать наличие личных медицинских книжек у работников вправе специалисты Роспотребнадзора и сотрудники полиции.
Как отличить настоящую медкнижку от подделки
Чтобы проверить достоверность книжки, работодатель может обратиться в учреждение, которое ее выдало (имеется такая запись) или провело аттестацию сотрудника.
У подлинной книжки:
водяные знаки на каждой странице;
номер нанесен типографским способом;
имеется круглая печать «Центра гигиены и эпидемиологии» или его филиала, выдавшего личную медицинскую книжку;
фотографию владельца заверяет круглая защитная голограмма;
стоит штамп «Центра гигиены и эпидемиологии» или его филиала об аттестации по определенной специальности и квадратная защитная голограмма, заверяющая аттестацию;
страница с данными владельца ламинирована;
книжка прошита нитками.
Также проверить актуальность медицинской книжки и результатов гигиенического обучения можно на сайте по ссылке или в мобильном приложении «ЛМКонтроль».
Кто отвечает за отсутствие и подделку медкнижки
По закону за допуск к работе лиц, не имеющих полностью оформленной личной медицинской книжки, ответственность несет работодатель.
Если же медкнижка есть, но она сама или записи в ней поддельные, то ответственность ложится на работника. За использование фальсифицированного документа в отношении владельца такой книжки возбуждают уголовное дело.
Есть ли особенности получения медкнижки для иностранцев
По закону иностранные граждане при устройстве на работу обязаны предоставить сведения об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Эти данные также вносят в личную медицинскую книжку (если сфера деятельности подразумевает ее получение). Обследование на ВИЧ-инфекцию проводят однократно, при въезде в страну.
Ранее мы рассказывали, как в Перми оформить паспорт и загранпаспорт, а также международные права и визы в разные страны.