12 июля 2021 года Минюст России начал внеплановую проверку независимого медиапроекта «Четвертый сектор». Его создавали известные пермские журналисты. 26 июля авторы «Четвертого сектора» сообщили о том, что закрывают свой проект из-за давления на свободные издания. А 21 августа Минюст признал «Четвертый сектор» иностранным агентом.
«Четвертый сектор» организовали журналисты из Перми Анастасия Сечина, Владимир Соколов, Михаил Данилович. Позднее к их команде присоединились авторы из Прикамья и других регионов.
Один из создателей проекта «Четвертый сектор» Анастасия Сечина сообщила в Facebook, что у нее до сих пор нет акта внеплановой проверки на руках, но на сайте Минюста уже появилась запись, что «Четвертый сектор» признан иноагентом.
— Там указаны цели и виды «политической деятельности», которой мы занимались, — пишет Анастасия Сечина. — Так, нашей целью было, как выяснилось, «оказание влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия». Мы оказывали влияние на выработку и реализацию госполитики, на принятие органами власти решений и формирование общественного мнения. Даже лестно. И нигде не соврали. Так это вроде бы и должно быть устроено: журналисты влияют на общественное мнение и решения властей. Не знаю, за какие именно публикации мы удостоились современного знака качества. Думаю, по совокупности заслуг. Хотя по закону проверяющие должны были стыковать конкретную иностранную поддержку с конкретным действием, и под это попадает очень небольшая часть того, что мы выпускали.
Анастасия Сечина приводит конкретные проекты, которые выпускали их авторы: «Мы принимаем» с монологами ЛГБТ-людей и их родителей, проект «После шахт» (как и почему живут в шахтерских городах после закрытия рудников), мониторинговый проект «Неочевидные жертвы коронавируса».
— Что из этого политическая деятельность — придумайте сами. Так или иначе, этого хватило, — говорит Анастасия Сечина.
Решение о ликвидации медиапроекта «Четвертый сектор» было принято еще до завершения проверки — 26 июля. Тогда в публичном обращении авторы проекта объяснили свое решение тем, что они расставили приоритеты и выбрали двигаться дальше, сохранив свои идеи, проекты, ценности и команду, и создали неформальное содружество журналистов-фрилансеров «Артель».
— Ярлык иноагента не имеет значения только в пределах нашего уютного информационного пузыря, — писали авторы. — Для расширения сознания полезно выйти и почитать обсуждения за его пределами. Второй: мы — маленькая инициатива, у нас нет ни ресурса, ни желания кормить этого «зверя» ежемесячными отчетами и регулярными аудиторскими проверками. Есть более интересные и полезные способы потратить время и деньги.
В конце своего сегодняшнего поста Анастасия Сечина сообщила, что им по-прежнему грозит серьезный штраф — за то, что не явились с повинной и сами не включились в реестр иностранных агентов.
— Не могу согласиться с включением в реестр и не считаю, что должны были являться, — пишет Анастасия Сечина. — Да и власти не сидят сложа руки — Минюст начал готовить реестр неформальных объединений, которых также будет признавать иноагентами. Угнетает. Больше пока не знаю, что сказать. Вроде бы решение было очевидным, но всё равно — увидела с утра 4с в реестре и как-то осталась без сил.
За годы своей работы «Четвертый сектор» подготовил множество публикаций, среди которых были расследования, серьезные разборы важных проблем, репортажи. Материалы медиапроекта публиковали в крупнейших СМИ страны.
Много материалов «Четвертого сектора» вышли на 59.RU. Журналисты разбирались, как так вышло, что рядом с жилыми домами в пермском микрорайоне Запруд появился нефтепровод, из-за которого местных жителей решили выгнать с их участков. Спустя некоторое время вышла вторая часть расследования.
В 2019 году, после того как двое пермских подростков с ножами напали на младшеклассников и их учительницу, «Четвертый сектор» начал специальный проект «Школа». Авторы исследовали и писали, как устроена школьная система безопасности, что с ней не так и как сделать, чтобы учиться и преподавать стало безопаснее.
Полный список работ авторов «Четвертого сектора» мы публиковали ранее здесь.