Весь прошлый год активисты пермского отделения «Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца» добивались демонтажа ненужных пешеходных ограждений, установленных вдоль улиц. Они отметили на карте заборы, которые можно убрать — всего получилось 50 километров ограждений, и подали в мэрию около 300 обращений. 16 августа мэр Алексей Демкин на своей странице в Instagram объявил, что в Перми ненужные заборы начнут демонтировать. Ограждения убрали уже с нескольких улиц в центре, однако начали ставить новые на других. 59.RU решил разобраться, почему где-то заборы убирают, а где-то ставят, почему урбанисты выступают против них и что будет с демонтированными конструкциями.
Когда Пермь начали обносить заборами и сколько на это потратили денег?
Установка ограждений, разделяющих проезжую часть и тротуар, в Перми началась еще в советское время. Власти считали, что заборы позволяют защитить пешеходов и не дают им перебегать дороги в неположенных местах. После распада СССР практика ставить ограждения вдоль дорог сохранилась. По мере износа их заменяли, ставили новые, и постепенно вся Пермь обросла металлическими «загончиками».
Так как установка ограждений длилась не один десяток лет, посчитать точное количество бюджетных средств, потраченных на них, практически невозможно — это сотни разных госзакупок. Активисты из пермского отделения «Городских проектов» называют приблизительную сумму в 80 миллионов рублей из расчета стоимости одной секции ограждения и ее установки. Так, например, в 2020 году МКУ «Благоустройство Свердловского района» потратило на установку ограждений более 1,5 миллиона. Контракт заключили с индивидуальным предпринимателем из Соликамска Евгением Бегуновым. Он является единственным учредителем и директором компании ООО «Новотек», которая производит строительные металлические конструкции (не путать с крупной российской газовой компанией ПАО «Новотек». — Прим. ред.). Он же в 2020 году получил контракт на установку заборов в Индустриальном районе Перми на сумму 829 тысяч рублей. В этом году Евгений Бегунов получил еще несколько крупных госконтрактов. Так, за 3,8 миллиона он будет обустраивать колодцы в Косинском округе, а в Гайнском районе за эту же сумму — ремонтировать мост.
В Свердловском районе в прошлом году на заборы потратили 2,8 миллиона. Контракт получил индивидуальный предприниматель Максим Субботин. Он также часто получает разные госконтракты. Так, МКУ «Благоустройство» Мотовилихинского и Свердловского районов заключили с ним контракт на содержание мусорных площадок — каждый на полмиллиона.
На портале «Госзакупки» также можно найти контракты на поддержание ограждений в нормальном состоянии. Ежегодно из бюджета на эти цели выделяют примерно по 10 миллионов. За эти деньги конструкции дважды в год моют и один раз красят, чтобы уберечь от коррозии.
«Дезаборизация "Горпроектов"». Почему заборы стали не нужны?
Все эти годы устанавливать заборы вдоль дорог городские чиновники должны были из-за ГОСТов. За этим строго следило ГИБДД, и если мэрия где-то не устанавливала ограждение, инспекция выдавала предписание и обязывала это делать.
В октябре прошлого года в ГОСТы внесли поправку, касающуюся заборов. Ограждения разрешили не ставить на участках, где тротуар и проезжую часть разделяет газон шириной более метра или газон уже метра, но с кустарником.
После этого пермское отделение «Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца» запустило проект «Дезаборизация Перми», главным лозунгом которого стал «Сменим заборы на газоны». Активисты подсчитали, что с учетом новых ГОСТов в городе можно убрать 48 744 метра ограждений. Все ненужные заборы они нанесли на гугл-карту.
— Заборы портят внешний вид города и угрожают прохожим в случае вылета автомобиля. Они мешают механизированной уборке тротуаров от снега, из-за чего приходится применять малоэффективный и более дорогой ручной труд. Кроме того, пешеходные ограждения создают ложное чувство защищенности у водителей, позволяя не снижать скорость при движении на городских улицах, — писали в соцсетях «Горпроектов».
Активисты предлагали своим подписчикам написать письмо тогда еще врио мэра Алексею Дёмкину. За несколько месяцев обращение подали 280 пермяков.
— О том, что заборы — зло, урбанисты говорят уже не первый год. «Городские проекты» по всей стране поднимают этот вопрос. Сейчас наконец-то в ГОСТ внесли поправку, позволяющую не ставить ограждения на газонах и около кустарников, так как они там просто не нужны и это лишнее расходование средств и уродование города, — рассказал 59.RU координатор пермского отделения «Городских проектов» Александр Синявский.
По его словам, в ГОСТе есть рекомендуемый внешний вид заборов. Несмотря на то что ставить другие можно, городские власти не заморачиваются с визуальной составляющей и ставят типовые серые ограждения.
— Я считаю, что в городе ограждения не нужны вовсе, — отмечает урбанист. — Это визуальный мусор, который уродует образ города. Основная функция заборов — не дать людям перебегать проезжую часть в неположенном месте, но ведь можно изменить подход.
Активист предлагает не тратить миллионы рублей из бюджета и ставить «уродские» заборы в несколько рядов, а оборудовать пешеходные переходы там, где чаще всего переходят люди, чтобы сделать город удобным.
— В целом, я очень рад, что власти наконец прислушались к нам. Хотя есть один забавный момент. На последнем прямом эфире в инстаграме главе города задали вопрос о том, действительно ли заборы будут убирать. И он сказал, что до этого никто не задумывался над этим вопросом, а вот городские службы решили им заняться. Может, конечно, Дёмкин оговорился и вместо «Городские проекты» сказал «службы», но сомневаюсь, — отмечает Александр Синявский. — Власти собираются действовать по плану, который предлагали им мы, но нигде нас не упоминают. Очень хочется, чтобы городская администрация не боялась вступать в публичный диалог с активистами, но пока этого, к сожалению, не происходит.
Когда заборы демонтируют и что с ними будет потом?
В администрации Ленинского района 59.RU пояснили, что демонтаж ограждений планируется завершить до конца года. Убранные заборы поставят на те места, где по ГОСТам ограждения необходимы, остальные конструкции сдадут в металлолом, а вырученные деньги вернут в бюджет города.
Ненужные заборы уже демонтировали на улицах: Клименко — от Пермской до Екатерининской, на Газеты «Звезда» — от Пушкина до Ленина, на Ленина — от Комсомольского проспекта до улицы Крисанова и на Пушкина — от улицы 25 Октября до Сибирской.
Почему в других местах заборы продолжают устанавливать?
14 сентября в группе пермского отделения «Городских проектов» во «ВКонтакте» появилось сообщение, что на улице Окулова начали устанавливать новые заборы.
— 16 августа мэр Перми Алексей Дёмкин пообещал ставить ограждения только там, где этого требует новое законодательство. Но мы видим, что данное обещание не выполняется и на улице Окулова ставят ограждение, несмотря на то что он совсем не нужен в этом месте, ведь между тротуаром и проезжей частью есть газон более метра, — написали активисты.
Мы попросили пресс-службу администрации объяснить, зачем же на Окулова ставят новые заборы. Начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис пояснил 59.RU, что решения о включении ограждений в проекты организации дорожного движения принимаются на основании анализа дорожной обстановки на конкретном участке дороги.
— На перекрестке улиц Окулова и Дзержинского ограждения устанавливаются для того, чтобы направить пешеходов на регулируемые пешеходные переходы и исключить переход дороги по кратчайшему пути, — рассказал Максим Кис.— В этом месте пешеходный переход и тротуар напрямую к корпусу университета не могут быть оборудованы в существующих габаритах дороги. Напомню, что около десяти лет назад именно переход дороги пешеходами «по прямой» на этом перекрестке привел к нескольким дорожно-транспортным происшествиям с тяжелыми последствиями для пешеходов. Именно установка тогда пешеходных ограждений позволила исключить этот перекресток из числа мест концентрации ДТП с пешеходами. Сейчас в ходе ремонта улицы Окулова ограждения восстанавливаются. Наличие на этом участке дороги газона или даже посадка кустарника не затруднит выход пешеходов на проезжую часть. В связи с этим мы не считаем возможным на этом участке дороги убирать ограждения и рисковать жизнью пешеходов ради эстетики.