В 2023 году Пермь будет отмечать свой 300-летний юбилей. К этой дате власти начали готовиться заблаговременно. Если вы бываете в центре города, то не могли этого не заметить: повсеместно ведутся работы по ремонту дорог, реставрируются фасады зданий. Но, конечно, самые масштабные изменения власти приготовили для Комсомольского проспекта. Его реконструкция началась еще в 2019 году и завершится только к 2023 году. Работы на части участков уже завершены. Мы решили прогуляться там с главой пермского отделения «Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца» Александром Синявским и проверить, соответствует ли обновленный Компрос современным стандартам урбанистики.
С чего всё начиналось
Встретиться с Александром Синявским мы решили на Комсомольской площади — начинать от Чкалова смысла не было, работы на Тихом Компросе будут проводиться в последнюю очередь, да и масштабных изменений на этом участке не запланировано. Начинаем разговор с воспоминаний, как еще в те времена, когда мэром Перми был Дмитрий Самойлов, власти выбирали концепции реконструкции.
Их было несколько. Одну разработал институт территориального планирования (это муниципальное учреждение, подконтрольное мэрии, которое занимается проектированием). Она заключалась в том, что Компрос нужно привести в исторический вид: сократить количество парковок, убрать слишком пеструю рекламу, расширить тротуары и т. д. Мы подробно рассказывали об этой концепции еще в 2018 году.
Также свое видение Комсомольского проспекта пермским властям представил московский дизайнер Артемий Лебедев. Столичные дизайнеры подошли к проекту с креативом и предложили установить в начале проспекта огромные красные ворота.
Кроме того, чтобы сделать Компрос более «веселым», дизайнеры студии Лебедева предложили раскрасить здания яркими красками.
Однако городские власти решили отказаться от эпатажного московского проекта и зимой 2019 года утвердили более консервативную концепцию института территориального планирования. В 2019 и в 2020 году администрация города заключила с ООО «Асфальтобетонный завод № 1» два контракта — на 877 миллионов рублей и на 435 миллионов. За эти деньги организация должна провести капитальный ремонт Комсомольского проспекта от Монастырской до Чкалова. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», основная доля в компании принадлежит экс-председателю департамента экономического развития правительства Пермского края Анушавану Юрьевичу Затикяну. Компания регулярно участвует в госзакупках. Так, она получила контракт на 542 миллиона рублей на ремонт дорог в Ленинском районе и Восточного обхода на 111 миллионов рублей.
Новый Компрос — ад для автомобилистов?
Следующая важная тема для разговора, которая волнует в первую очередь автолюбителей, — изменение парковочных карманов с перпендикулярных на параллельные (принцип парковки, когда машине не нужно разворачиваться, — парковочное место расположено параллельно проезжей части) и расширение за счет этого тротуаров. Многие автомобилисты восприняли эту затею крайне негативно. Они переживают, что из-за параллельной парковки мест станет меньше и оставить машину будет невозможно.
Однако, по словам Александра Синявского, поводов для беспокойства нет. Значительно количество мест не уменьшится, зато самим автолюбителям станет легче парковаться.
— До этого машины ставили перпендикулярно и елочкой. Парковаться таким способом, честно говоря, не очень удобно. Параллельная парковка намного удобнее, ведь машина заезжает в парковочный карман параллельно проезжей части, — говорит Александр Синявский. — Многие автолюбители переживают, что уменьшится количество парковочных мест, но, насколько я помню, в дирекции дорожного движения говорили, что сокращение мест на Компросе компенсируют за счет дополнительных парковок на перпендикулярных улицах. Их в последние годы тоже реконструируют и оборудуют там специальные места.
По словам урбаниста, часть парковочных карманов на Компросе просто были небезопасны и нарушали Правила дорожного движения
— Сейчас парковочные карманы приводят в соответствие нормативным требованиям. То есть власти не придумывают что-то сами, а делают то, чего требует законодательство, — говорит Александр Синявский. — Во многих местах улицы парковочные карманы располагались ближе пяти метров к пешеходным переходам, что вообще нарушало Правила дорожного движения. Это опасно, так как из-за припаркованной машины движущиеся автомобили могут просто не заметить пешехода и сбить его. В таких местах на проспекте сейчас карманы ликвидируются.
Как отмечает координатор «Горпроектов», возможно, кому-то из автомобилистов действительно станет менее удобно, главная улица города должна быть удобна в первую очередь пешеходам.
— Центр города должен быть удобен для пешеходов, — говорит Александр Синявский. — Сколько у нас в городе автомобилистов? Ну максимум 30% от всего населения. А пешеходов? Миллион! Ведь все мы в большей или меньшей степени является пешеходами. Здесь вопрос встает о большинстве и о распределении ресурсов города.
Арт-объекты или металлолом
Обсуждая парковки, мы успели дойти до здания кинотеатра «Кристалл». Решили перейти с четной стороны улицы на нечетную и прогуляться по площади перед кинотеатром. Если вы хоть раз там были, могли видеть арт-объекты из металла. Их привезли в Пермь еще в 2008 году, когда у нас процветала арт-революция и их было значительно больше — около 30 штук. Долгое время они были разбросаны вдоль аллеи, но недавно пропали. Мы спросили у городских властей, и оказалось, что статуи убрали на время реконструкции. Вернутся ли они обратно, пока неясно.
Александр Синявский считает, что возвращать их нужно.
— Каждая улица каждого города имеет какие-то нюансы и особенности, которые делают ее уникальной. Эти арт-объекты полюбились жителям, они к ним привыкли, и хотелось бы, чтобы власти их сохранили и после реконструкции вернули назад, — говорит урбанист.
Что с липами?
Прямо напротив «Кристалла» липы на аллее одеты в своеобразные деревянные «чехлы». Как объясняет Александр Синявский, это специальные защитные щиты. По правилам перед началом каких-то ремонтных работ рядом с деревьями рабочие должны установить на все деревья такие конструкции, чтобы случайно не повредить корни при строительстве. Однако сделано этого не было. Тогда городские активисты из Центра выступили с заявлением о недопустимости продолжать работы и добились установки щитов.
— При замене бордюров корни многих деревьев были повреждены, так как их не закрыли защитными щитами, — отмечает Александр Синявский. — Картина была печальная. Корни деревьев после реконструкции выглядели как после бомбежки. Это существенная проблема, ведь липам может потом не хватить питания, и вполне вероятно, что в ближайшие несколько лет часть из них засохнет и погибнет. Исторически липы растут на аллее Компроса уже не один десяток лет, и хотелось бы, чтобы они жили и дальше.
Урбанист также отмечает, что после вырубки части лип, которые были признаны аварийными и опасными, власти должны были высадить большие деревья, однако высажена была маленькая поросль.
— Компенсационные посадки должны выполняться большими деревьями, — говорит Александр Синявский. — Маленькая поросль сильно контрастирует со взрослыми деревьями, которые растут уже не один десяток лет. Но в Перми, к сожалению, пока не очень принято сажать деревья больше трех метров.
Перекресток с улицей Революции. Можно ли было сделать его удобным?
Следующая остановка нашего маршрута — перекресток Комсомольского проспекта и улицы Революции. Как отмечает урбанист, очень сложный и неудобный участок.
— Здесь пешеходная аллея прерывается, и пешеходам приходится переходить сразу две большие проезжие части, — говорит Александр Синявский. — Когда концепция реконструкции Компроса только обсуждалась, говорили о возможности продлить аллею. Но, к сожалению, это малореализуемо. Здесь трамвайные пути, большое количество автомобильных полос и сложное дорожное регулирование. В таком месте очень сложно сделать безопасную пешеходную зону.
Урбанист отмечает, что большие вопросы у него вызывают установленные на этом участке конструкции, которые держат дорожные знаки.
— Они очень массивные и вообще не вписываются в среду, — говорит координатор пермских «Горпроектов». — Выглядят они плохо, стоят дорого, и для меня загадка, почему власти остановили свой выбор именно на них. Подобные конструкции обычно используют для больших автомагистралей, но никак не для центральных городских улиц.
По словам Александра Синявского, лучшим решением было бы просто натянуть два металлических троса поперек дороги и повесить знаки на них. Это дешевле и выглядит более эстетично.
«Власти должны помнить — во время ремонта люди продолжают жить в городе»
Спускаемся чуть ниже. Проходя мимо Парка Горького, нельзя не обсудить работы по замене освещения, которые проводились этим летом. Из-за них мэрия на всё лето и даже часть сентября полностью отключила уличное освещение на этом участке.
— Я бывал тут вечером, и идти было действительно некомфортно, — говорит Синявский. — Властям стоило предусмотреть временное освещение. Оставлять на такой долгий срок участок центральной улицы без освещения просто опасно. Здесь идет реконструкция, есть незакрепленные опоры, ямы и так далее. В темноте люди могли легко запнуться, упасть и получить травму.
Урбанист отмечает, что нередко во время проведения каких-либо ремонтных работ власти пренебрегают комфортом жителей.
— Люди продолжают жить, работать и учиться в городе и во время ремонта, поэтому администрация должна создавать комфортные условия для перемещения, — говорит Александр Синявский. — Недопустимо, когда во время ремонта тротуары, что называется, взрывают и пройти становится невозможно. Люди не должны перепрыгивать через канавы и бордюры. Чтобы было удобно, власти должны устанавливать специальные мостки, по которым смогут пройти в том числе маломобильные граждане. Иначе что им делать? Потерпеть и не гулять по Компросу годика четыре, пока его не отремонтируют?
Урбанист отмечает, что часто специальные мостки заменяются на деревянные поддоны из супермаркетов. Но это плохая альтернатива, так как они имеют большие прорези. Туда может провалиться нога, легко споткнуться, а для мам с колясками или инвалидов это вообще ад.
— Ситуация на Компросе относительно других улиц кажется не такой уж и плохой, — говорит глава пермского отделения «Городских проектов». — Там, где тротуары ремонтируют прямо сейчас, власти оборудовали альтернативный обход. Просто огородили небольшой участок проезжей части. Там люди безопасно и комфортно могут обходить место, где проходят ремонтные работы.
Площадь-трансформер. Удачное ли это решение?
Следующий участок Комсомольского проспекта, который хочется обсудить, — Октябрьская площадь. В советские времена по ней проходила пешеходная аллея, но потом ее убрали. Последние лет 20 Октябрьская площадь представляла собой огромную парковку посреди центральной улицы города. После реконструкции площадь должна преобразиться. Власти продлевают пешеходную аллею. Однако из-за того, что это место используется для проведения различных праздников (первомайской демонстрации, парада на 9 Мая, марафона и прочих крупных городских событий), площадь сделают трансформирующейся. Деревья будут сажать не в грунт, а установят большие кадки, которые при необходимости можно будет убрать. Александр Синявский считает это решение интересным.
— На мой взгляд, это решение имеет право на существование, — говорит урбанист. — Октябрьская площадь как площадь нужна городу для проведения различных мероприятий, но ось проспекта, конечно, хотелось бы сделать пешеходной. Компромиссное решение — деревья в кадках. Проезжая часть будет отделена от пешеходной делиниатором, это такое небольшое дорожное ограждение. Посмотрим, что будет в результате, интересно. Количество парковочных мест сократится не сильно, зато улица приобретет единый профиль.
Баннер на весь фасад — это нормально?
Стоя на Октябрьской площади, нельзя не заметить огромный агитационный баннер «Единой России», размещенный на здании Комсомольский проспект, 34 (сейчас его уже убрали). Он закрывает буквально весь фасад здания. По словам Александра Синявского, он нарушает правила благоустройства.
— Подобные вещи недопустимы. Любой баннер, не важно, что на нем написано, нарушает правила благоустройства, — говорит урбанист. — Это уродует облик здания да и улицы в целом. Также в этом случае возникают вопросы к требованиям пожарной безопасности. Мы знаем много историй, когда при пожарах эти баннеры загорались и помогали огню распространяться с этажа на этаж. Поэтому такие конструкции весить крайне опасно и опрометчиво, ну и некрасиво, конечно.
Новые остановки и заборы
Уходим с Октябрьской площади и спускаемся к ЦУМу. В этой части реконструкция уже завершена, и мы можем оценить результат. Так, например, здесь установили новые прозрачные остановки.
— Эти остановки, конечно, лучше тех, что сейчас устанавливают в других частях города, — говорит Александр Синявский. — Но хочется отметить, что они довольно маленькие, и большой пассажиропоток, который здесь точно будет, так как это главная улица города, они не вместят.
Урбанист отмечает, что ранее администрация города заявляла, что будет приводить остановочные павильоны в городе к единообразию, но почему-то на Компросе установила остановки не того дизайна, какие сейчас устанавливают в остальной части города.
Также в этой части проспекта начали устанавливать заборы нового типа. Они не крестовидные, как мы привыкли, а представляют собой натянутые тросы.
— Ситуация в общем-то такая же, как и с остановками, — говорит Синявский. — На Компросе власти решили установить более дорогие ограждения. Они, конечно, выглядят более привлекательно, но опять же вопрос к единообразию города. Почему на главной улице у нас ограждения одного типа, а на всех остальных — другого? Это разнообразие становится визуальным мусором, которого хотелось бы видеть поменьше.
Неправильные ливневки
Также на отремонтированной части проспекта хорошо видны недочеты при монтаже ливневых стоков на домах. Во многих местах трубы просто не стыкуются с канализационными люками.
— Стоило завести трубу сразу в решетку, — говорит урбанист. — Так вода бы не разбрызгивалась и не растекалась мимо стока. Еще по ливневкам я бы отметил, что решетки выходят на проезжую часть. Я считаю, что можно было немного доработать этот момент — из решеток вода могла сразу уходить в подземную ливневую канализацию.
Синявский считает, что вопрос водоотведения для Перми всегда был проблемным. В городе очень непростой в этом плане рельеф — много склонов. При этом дождеприемные решетки у нас часто устанавливают по краю проезжей части и вода в них не всегда попадает, поэтому когда идут ливни, улицы превращаются в настоящие реки.
Упрощение фасадов при реставрации
В самом начале Комсомольского проспекта стоит отдельно поговорить о реставрации фасадов зданий. Здесь она уже завершена.
— Историческим зданиям Компроса действительно давно требовалась реставрация, — говорит Александр. — Во многих местах облазила штукатурка, краска была выцветшая, балконы были не однообразными — кто-то из собственников делал остекление, навешивал кондиционеры, какой-то декор сами добавляли и так далее. Но хочется отметить, что есть немало недочетов уже после выполнения работ.
По словам урбаниста, хоть балконы и пытались привести к единообразию, повсеместно сделать это не удалось — где-то остались остекление и обшивка, которую сделали собственники квартир.
— Это нарушение исторического облика зданий, — говорит координатор «Горпроектов». — Здесь возникает городской конфликт. Мэрия хочет привести улицу в порядок, а местные жители хотят, чтобы им было удобно. Это нормальное отношение с обеих сторон. Но важно учитывать, что фасады зданий и балконы — это общедомовое имущество и требования, к внешнему виду зданий прописаны в нормативно-правовых документах. Собственники недвижимости не всегда, к сожалению, сразу понимают, что от их действий в том числе зависит, какую ценность будет иметь их дом и их квартира. Поэтому важно приводить в порядок фасад, потому что, когда собственник захочет продать квартиру, покупатели будут смотреть в том числе и на это.
Также Александр Синявский отмечает, что во время реставрационных работ декоративные элементы на некоторых домах были упрощены.
— На здании по адресу: Комсомольский проспект, 14 до реставрации элементы декора были ступенчатые, а сейчас они стали полностью плоскими, — говорит урбанист. — Здесь четко видны моменты с упрощением внешнего облика здания. Это делается, чтобы сэкономить и упростить работу, потому что каждую ступенечку было бы сложнее и дольше выводить, чем залить всё красиво и аккуратно. Это понятно, но хотелось бы, чтобы власти такого не допускали.
Почему на Компросе не будет велодорожек?
Изначально в проекте велодорожки предполагались. Их хотели сделать отдельной полосой, но потом отказались от этой идеи. В 50–60-е годы прошлого века они проходили вдоль аллеи. Александр Синявский считает, что возрождать их в том же виде сейчас не стоит.
— Если расположить велодорожки вдоль аллеи, они будут проходить как раз около третьей — самой опасной — полосы, — говорит урбанист. — Чтобы попасть на такую дорожку, велосипедисту нужно было бы ехать до пешеходного перехода и переходить дорогу. Это неудобно. Мы же не заставляем автомобилистов выходить из машин и переталкивать их куда-то. Тут та же самая логика.
Глава «Городских проектов» считает, что на Компросе сейчас сложно обустроить отдельную велодорожку.
— Еще одним вариантом было — пустить велосипедистов по выделенной полосе для общественного транспорта, — говорит Александр Синявский. — Практика такая существует. Считается, что на выделенных полосах меньше трафика. Но мне эта концепция не очень нравится. К сожалению, у нас многие водители автобусов плохо знают Правила дорожного движения для велосипедистов и из-за этого часто возникают конфликты. Мое предложение для Компроса: обустроить велодорожку на параллельных улицах, например, на Сибирской. Это хорошая альтернатива. Человек сможет добраться их пункта А в пункт Б, но более безопасно.