Город проблема По льду и снежной каше: что не так с уборкой тротуаров и дворов в Перми и как это исправить

По льду и снежной каше: что не так с уборкой тротуаров и дворов в Перми и как это исправить

Пермяки не перестают жаловаться на непроходимый город

Пробираться по снежной каше пермякам приходится и во дворах, и на улицах

На плохую уборку снега и льда с тротуаров пермяки жалуются, стоит пройти очередному снегопаду или похолодать после оттепели. При этом снегоуборочной техники на улицах немало, да и городские власти постоянно отчитываются о вывезенном с улиц снеге: уже к 8 февраля объем превысил 1 миллион тонн. Понятно, что значительную часть составляет снег с дорог. Но если остальное — это пешеходные дорожки, то почему по Перми так неудобно ходить?

Разбираем со специалистами, какие материалы и инструменты лучше подходят для очистки пешеходных зон, а какие только вредят. А также выясняем, чего не хватает Перми для качественной уборки города с осени по весну.

Как часто и как чисто должны убирать


Требования к уборке проезжей части, а также пешеходных дорожек и тротуаров прописаны в ГОСТе, обновленном пять лет назад.

С 2017 года в России действует переработанный ГОСТ Р 50597–2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Большой раздел касается зимнего содержания дорог и тротуаров.

— В ГОСТе впервые уделили внимание тротуарам, — поясняет руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. — В частности, в документе указано, что тротуары в городах в зимний период должны быть очищены от снега и льда, прописано время их уборки. Сделано это в связи с тем, что, с одной стороны, зимний травматизм наносит колоссальный экономический ущерб (до 1 миллиарда рублей за сезон. — Прим. ред.), а с другой — его все-таки можно предотвратить. Практика показывает, что внедрение современных методов уборки позволяет снизить данный вид травматизма в 3–4 раза.

Как быстро должны очистить от снега и льда ту или иную улицу, зависит от ее категории. Всего таких категорий шесть: от А (скоростные магистрали) до Е (второстепенные улицы).

Нормативы для дорог определяют, сколько времени должно тратиться на очистку

Срок устранения снега и льда отсчитывают с момента окончания снегопада или метели, а скользкости — со времени ее обнаружения.

Везде указаны максимальные сроки, то есть убирать быстрее можно, а дольше — нельзя

— К сожалению, к тротуарам у нас относятся с меньшей ответственностью, чем к дорогам, — комментирует старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и мосты» ПНИПУ Евгений Краснов. — В 2019 году в Перми разыграли пятилетние контракты на содержание дорог и тротуаров. Я посмотрел: кардинальных изменений по сравнению с предыдущими годами (когда действовал предыдущий вариант ГОСТа. — Прим. ред.) нет. На пять лет заложили девять миллиардов рублей. Если работать по новым нормативам, это крайне маленькая сумма. Я сам разрабатываю проекты содержания для населенных пунктов, в том числе — для города на Урале с численностью как у одного района Перми. Там закладывают деньги по новым нормативам. Разница со средней суммой трат на один район Перми — в 2–2,5 раза.

Если для уборки применяют реагент, то использовать его нужно еще до снегопада — чтобы средство начало действовать как можно раньше.

— До снегопада в первую очередь должны обрабатываться наиболее оживленные улицы, тротуары и остановки общественного транспорта, — отмечает Анна Климентова. — Что касается уборки снега во время и после снегопада, то сначала следует убрать снег с тротуаров на проезжую часть, а уже оттуда собрать его с помощью специальной техники вместе со снегом с дороги. Это наиболее оптимальный вариант уборки тротуаров, расположенных вдоль проезжей части.

Снежных гор не должно быть ни в коем случае

При этом ни в коем случае нельзя забывать об уборке снега во дворах: примерно 60% гололедных травм пермяки получают на придомовых территориях (мы подробно рассказывали о травматизме из-за льда и снежной каши).

Какие материалы подходят, а какие нет


Погода в Перми изменчива: температура воздуха за одну неделю с почти плюсовой может упасть до -30 градусов. Чтобы снег в таких условиях счищался и не превращался в лед, нужны специальные средства.

— Центр Перми не так уж плохо убирают, когда соблюдаются правила применения реагентов, — говорит Анна Климентова. — Для тротуаров в Перми в зимний период больше всего подходят комбинированные материалы, которые на 70% состоят из мраморного щебня, а остальная часть — это комбинация разных видов солей. Такой материал хорошо работает и на толстом утрамбованном снеге (что из себя представляют зимой большинство пешеходных зон в Перми), и на гололеде, и на тротуарной плитке. В переходные периоды (осенью и весной), когда большая часть снега растаяла, а дорожки иногда покрываются тонким слоем льда, можно применять реагенты.

Примером комбинированного материала может быть производимый в Прикамье «Бионорд Тротуары» на основе мраморной крошки и биофильных добавок. Правда, в Перми используют другой реагент той же компании (об этом чуть ниже).

Самым неэффективным и дорогостоящим материалом, если учитывать косвенные расходы, эксперты считают песко-соляную смесь (ПСС).

— Мелкий песок не обеспечивает сцепление: тротуары всё равно остаются скользкими, но при этом становятся еще и грязными, — комментирует Анна Климентова. — За зиму этот материал впитывает в себя вредные вещества в высоких концентрациях, в том числе тяжелые металлы. Весной взвесь поднимается в воздух, загрязняя его. Кроме того, песок, в отличие от реагентов, не растворяется. Поэтому весной и летом его необходимо убирать, очищать поры асфальта и забитые ливневые канализации, на что требуются дополнительные средства.

В идеале все тротуары должны выглядеть примерно так

Еще один важный момент: в состав ПСС входит хлористый натрий (то есть обычная соль), который очень быстро засаливает землю. В более современных материалах воздействие соли на почву смягчено другими компонентами.

Что за реагенты используют в Перми


Соль не только разъедает обувь, но и вредит почве. Тем не менее ее продолжают использовать по всему городу. По информации мэрии, реагент «Бионорд» применяют только в центрально-планировочном районе Перми. То есть на площади, ограниченной улицами Крисанова, Монастырской, Островского и Чернышевского. При этом даже в центре примерно в половине случаев сыплют старую знакомую песко-соляную смесь.

— Область применения реагента город определяет самостоятельно, — комментируют этот момент в пресс-службе Уральского завода противогололедных материалов, выпускающем «Бионорд». — УЗПМ только направляет заказчику пакет разрешительной документации и рекомендации по применению реагента. Сейчас в Пермь поставляются двухфазные реагенты (подходят не только для тротуаров, но и для проезжей части. — Прим. ред.): они более эффективны, экологичны и экономичны по сравнению со стандартными твердыми реагентами.

Температура увлажненных гранул двухфазного материала выше, чем у окружающей среды. Это позволяет быстрее запускать процесс плавления снега и льда. Для приготовления реагента твердый материал смачивают жидкофазным с использованием специальной дорожной техники. Двухфазный реагент применяют при температуре до -20 °С, при более низких и во время дождя или снега его использование считается нецелесообразным.

Нюанс: чтобы реагент подействовал нужным образом, необходимо соблюдать технологию уборки и учитывать погоду.

— Наиболее эффективно применение противогололедных реагентов до выпадения осадков, — сообщает пресс-служба УЗПМ. — Тогда остатки талого снега легко сметаются с дороги, и грязной каши не возникает.

Определить, правильно ли коммунальщики используют реагенты, может не только профессионал. Если вы идете по тротуару и вам не скользко, а его поверхность сухая или чуть-чуть влажная, значит, уборка проведена верно.

— Если вам скользко, значит, при уборке использовали недостаточное количество реагентов, — уточняет Анна Климентова. — А если под ногами хлюпают лужи — реагентов пересыпали.

Лопаты с ломами и спецтехника


Проехав по районам Перми, вы увидите, что снег, лед и талую «кашу» там убирают по-разному. С широких аллей и тротуаров — с помощью специальных машин, в некоторых дворах — тоже, но это чаще касается более-менее близких к центру города территорий. А стоит отъехать чуть подальше, как начинают встречаться дворники, которые сгребают снег лопатами и долбят лед ломами.

Нужен ли ручной труд или от него стоит отказаться в пользу машин? По этому поводу мнения экспертов расходятся. У каждого свои весомые аргументы.

— В Перми в систему содержания дорог заложена единая доля механизированных работ. А тротуары у нас чаще всего такие, что их не очистить механизированным способом, — комментирует Евгений Краснов. — Доля ручного труда крайне маленькая. Чтобы ее поднять, нужно увеличить количество штатных работников, ответственных за очистку и содержание тротуаров. Но на это требуются дополнительные средства.

В Национальной ассоциации зимнего содержания дорог уверены, что долю «физических упражнений» дворников, напротив, необходимо снижать.

Подобные объявления можно встретить далеко не везде

— Ручной труд является самым неэффективным и дорогим. Лучше всего для уборки тротуаров использовать малогабаритную технику, которая позволяет сметать снег, распределять реагенты или комбинированные материалы, а потом убирать рыхлый снег, — говорит Анна Климентова. — Для узких дорожек есть ручная малогабаритная техника типа «Ледокол-барабан». Устройство разработал конструктор из Санкт-Петербурга. Оно похоже на небольшую газонокосилку, дробит спрессованный лед в мелкую крошку, которую потом легко смести с тротуаров. Такой аппарат может стать отличным вариантом для пермских тротуаров и дворов с учетом особенностей климата.

Только крупные подрядчики, мелким не пройти


Если, возмутившись плохой очисткой тротуаров от снега и льда, вы решите сами заняться этой работой, то у вас ничего не получится: тендеры на уборку в Перми разыгрывают на несколько лет и сразу по целым районам. Сейчас город живет по результатам аукционов 2019 года — тогда определили подрядчиков на пять лет.

— Проведение тендеров на уборку больших участков — не такая плохая идея. С экономической точки зрения, чем больше компания получает территорию для подряда, тем это выгоднее для нее, — отмечает Анна Климентова. — По сути, при правильной технологии уборки и выстроенных организационных процессах, зимнее содержание может быть и качественным, и прибыльным. Не факт, что дробление лотов приведет к повышению конкуренции, так как при снижении площади территории себестоимость уборки одного квадратного метра растет. Более того, маленькие лоты могут стать привлекательными для фирм-однодневок, которым будет интересно выиграть аукцион, переждать зиму и положить деньги в карман.

При распределении объемных лотов возникает серьезная проблема — на этом рынке в Перми сегодня практически отсутствует конкуренция. На аукционы поступает по одной-две заявки, некоторые торги приходится объявлять заново, так как в первый раз не приходит ни одной заявки. Но при этом долгосрочные контракты дают возможность компаниям-победителям планировать свою деятельность на несколько лет вперед: закупку техники, расширение штата и так далее.

Крупная техника не по карману мелкому подрядчику, поэтому тендеры разыгрывают на большие участки города

Как добиться, чтобы в плюсе оставались и жители города? Чтобы они получали не скользкие, а удобные тротуары и очищенные улицы? Во-первых, в конкурсной документации должны быть четко прописаны даже малейшие детали: минимальное количество техники и людей, компетенции сотрудников, соответствие работ современным (а не устаревшим) нормативам. Во-вторых, должна обязательно учитываться репутация претендента.

— За рубежом, например, неизвестные компании не выигрывают дорожные подряды, — комментирует Анна Климентова. — Дороги убирают большие фирмы с многолетним опытом. В Швеции и Финляндии дорожный подрядчик по федеральным и региональным дорогам — один на две страны. Это огромная компания с вековой историй, наработанным опытом и парком техники. В наших реалиях, как эксперимент, можно рассмотреть варианты участия в конкурсах на уборку тротуаров крупных управляющих компаний. Те из них, кто хорошо справляется со своими обязанностями во дворах, потенциально могут выходить на аукционы и выигрывать участки на уборку тротуаров.

Ориентироваться можно на рейтинг управляющих компаний — его в Перми и крае обновляют каждый квартал (в январе мы опубликовали свежий топ УК и ТСЖ). Важно, конечно, чтобы сами предприятия изъявили такое желание.

А удачные примеры есть?


Серьезные проблемы с уборкой снега и льда возникают в разных городах. Коммунальному коллапсу в Санкт-Петербурге даже посвятил песню Сергей Шнуров. Но есть ли удачные примеры? На кого ориентироваться?

— В качестве примера пока могу привести только Москву, — признается Анна Климентова. — И то в столице есть свои проблемы: для уборки тротуаров используется в основном ручной труд, а дворники не идеально распределяют реагенты по поверхности. Но в Москве очистке тротуаров уделяют особое внимание и в результате травматизм пешеходов в самом крупном мегаполисе России — самый низкий в стране. В других городах, к сожалению, больше времени и средств уделяется очистке дорог, а проблема обледеневших тротуаров только начинает привлекать внимание.

Почти открытка: хотелось бы, чтобы зимой и в начале весны убирали именно так — досконально

Подытоживая слова экспертов, скажем, что для качественной уборки снега и льда с тротуаров Перми необходимо выполнять как минимум два пункта:

  • использовать реагенты — чтобы они были подходящими для пермских условий, применялись не только в центре города и в соответствии с инструкцией;

  • активнее применять технику — не только огромные махины для магистралей, но и небольшие аппараты для пешеходных дорожек.

А какую оценку вы поставили бы очистке тротуаров и дворов в Перми от снега и льда?

5
4
3
2
1
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем