Все новости
Все новости

По льду и снежной каше: что не так с уборкой тротуаров и дворов в Перми и как это исправить

Пермяки не перестают жаловаться на непроходимый город

Пробираться по снежной каше пермякам приходится и во дворах, и на улицах

Пробираться по снежной каше пермякам приходится и во дворах, и на улицах

Поделиться

На плохую уборку снега и льда с тротуаров пермяки жалуются, стоит пройти очередному снегопаду или похолодать после оттепели. При этом снегоуборочной техники на улицах немало, да и городские власти постоянно отчитываются о вывезенном с улиц снеге: уже к 8 февраля объем превысил 1 миллион тонн. Понятно, что значительную часть составляет снег с дорог. Но если остальное — это пешеходные дорожки, то почему по Перми так неудобно ходить?

Разбираем со специалистами, какие материалы и инструменты лучше подходят для очистки пешеходных зон, а какие только вредят. А также выясняем, чего не хватает Перми для качественной уборки города с осени по весну.

Как часто и как чисто должны убирать


Требования к уборке проезжей части, а также пешеходных дорожек и тротуаров прописаны в ГОСТе, обновленном пять лет назад.

С 2017 года в России действует переработанный ГОСТ Р 50597–2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Большой раздел касается зимнего содержания дорог и тротуаров.

— В ГОСТе впервые уделили внимание тротуарам, — поясняет руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. — В частности, в документе указано, что тротуары в городах в зимний период должны быть очищены от снега и льда, прописано время их уборки. Сделано это в связи с тем, что, с одной стороны, зимний травматизм наносит колоссальный экономический ущерб (до 1 миллиарда рублей за сезон. — Прим. ред.), а с другой — его все-таки можно предотвратить. Практика показывает, что внедрение современных методов уборки позволяет снизить данный вид травматизма в 3–4 раза.

Как быстро должны очистить от снега и льда ту или иную улицу, зависит от ее категории. Всего таких категорий шесть: от А (скоростные магистрали) до Е (второстепенные улицы).

Нормативы для дорог определяют, сколько времени должно тратиться на очистку

Нормативы для дорог определяют, сколько времени должно тратиться на очистку

Поделиться

Срок устранения снега и льда отсчитывают с момента окончания снегопада или метели, а скользкости — со времени ее обнаружения.

Везде указаны максимальные сроки, то есть убирать быстрее можно, а дольше — нельзя

Везде указаны максимальные сроки, то есть убирать быстрее можно, а дольше — нельзя

Поделиться

— К сожалению, к тротуарам у нас относятся с меньшей ответственностью, чем к дорогам, — комментирует старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и мосты» ПНИПУ Евгений Краснов. — В 2019 году в Перми разыграли пятилетние контракты на содержание дорог и тротуаров. Я посмотрел: кардинальных изменений по сравнению с предыдущими годами (когда действовал предыдущий вариант ГОСТа. — Прим. ред.) нет. На пять лет заложили девять миллиардов рублей. Если работать по новым нормативам, это крайне маленькая сумма. Я сам разрабатываю проекты содержания для населенных пунктов, в том числе — для города на Урале с численностью как у одного района Перми. Там закладывают деньги по новым нормативам. Разница со средней суммой трат на один район Перми — в 2–2,5 раза.

Если для уборки применяют реагент, то использовать его нужно еще до снегопада — чтобы средство начало действовать как можно раньше.

— До снегопада в первую очередь должны обрабатываться наиболее оживленные улицы, тротуары и остановки общественного транспорта, — отмечает Анна Климентова. — Что касается уборки снега во время и после снегопада, то сначала следует убрать снег с тротуаров на проезжую часть, а уже оттуда собрать его с помощью специальной техники вместе со снегом с дороги. Это наиболее оптимальный вариант уборки тротуаров, расположенных вдоль проезжей части.

Снежных гор не должно быть ни в коем случае

Снежных гор не должно быть ни в коем случае

Поделиться

При этом ни в коем случае нельзя забывать об уборке снега во дворах: примерно 60% гололедных травм пермяки получают на придомовых территориях (мы подробно рассказывали о травматизме из-за льда и снежной каши).

Какие материалы подходят, а какие нет


Погода в Перми изменчива: температура воздуха за одну неделю с почти плюсовой может упасть до -30 градусов. Чтобы снег в таких условиях счищался и не превращался в лед, нужны специальные средства.

— Центр Перми не так уж плохо убирают, когда соблюдаются правила применения реагентов, — говорит Анна Климентова. — Для тротуаров в Перми в зимний период больше всего подходят комбинированные материалы, которые на 70% состоят из мраморного щебня, а остальная часть — это комбинация разных видов солей. Такой материал хорошо работает и на толстом утрамбованном снеге (что из себя представляют зимой большинство пешеходных зон в Перми), и на гололеде, и на тротуарной плитке. В переходные периоды (осенью и весной), когда большая часть снега растаяла, а дорожки иногда покрываются тонким слоем льда, можно применять реагенты.

Примером комбинированного материала может быть производимый в Прикамье «Бионорд Тротуары» на основе мраморной крошки и биофильных добавок. Правда, в Перми используют другой реагент той же компании (об этом чуть ниже).

Самым неэффективным и дорогостоящим материалом, если учитывать косвенные расходы, эксперты считают песко-соляную смесь (ПСС).

— Мелкий песок не обеспечивает сцепление: тротуары всё равно остаются скользкими, но при этом становятся еще и грязными, — комментирует Анна Климентова. — За зиму этот материал впитывает в себя вредные вещества в высоких концентрациях, в том числе тяжелые металлы. Весной взвесь поднимается в воздух, загрязняя его. Кроме того, песок, в отличие от реагентов, не растворяется. Поэтому весной и летом его необходимо убирать, очищать поры асфальта и забитые ливневые канализации, на что требуются дополнительные средства.

В идеале все тротуары должны выглядеть примерно так

В идеале все тротуары должны выглядеть примерно так

Поделиться

Еще один важный момент: в состав ПСС входит хлористый натрий (то есть обычная соль), который очень быстро засаливает землю. В более современных материалах воздействие соли на почву смягчено другими компонентами.

Что за реагенты используют в Перми


Соль не только разъедает обувь, но и вредит почве. Тем не менее ее продолжают использовать по всему городу. По информации мэрии, реагент «Бионорд» применяют только в центрально-планировочном районе Перми. То есть на площади, ограниченной улицами Крисанова, Монастырской, Островского и Чернышевского. При этом даже в центре примерно в половине случаев сыплют старую знакомую песко-соляную смесь.

— Область применения реагента город определяет самостоятельно, — комментируют этот момент в пресс-службе Уральского завода противогололедных материалов, выпускающем «Бионорд». — УЗПМ только направляет заказчику пакет разрешительной документации и рекомендации по применению реагента. Сейчас в Пермь поставляются двухфазные реагенты (подходят не только для тротуаров, но и для проезжей части. — Прим. ред.): они более эффективны, экологичны и экономичны по сравнению со стандартными твердыми реагентами.

Температура увлажненных гранул двухфазного материала выше, чем у окружающей среды. Это позволяет быстрее запускать процесс плавления снега и льда. Для приготовления реагента твердый материал смачивают жидкофазным с использованием специальной дорожной техники. Двухфазный реагент применяют при температуре до -20 °С, при более низких и во время дождя или снега его использование считается нецелесообразным.

Нюанс: чтобы реагент подействовал нужным образом, необходимо соблюдать технологию уборки и учитывать погоду.

— Наиболее эффективно применение противогололедных реагентов до выпадения осадков, — сообщает пресс-служба УЗПМ. — Тогда остатки талого снега легко сметаются с дороги, и грязной каши не возникает.

Определить, правильно ли коммунальщики используют реагенты, может не только профессионал. Если вы идете по тротуару и вам не скользко, а его поверхность сухая или чуть-чуть влажная, значит, уборка проведена верно.

— Если вам скользко, значит, при уборке использовали недостаточное количество реагентов, — уточняет Анна Климентова. — А если под ногами хлюпают лужи — реагентов пересыпали.

Лопаты с ломами и спецтехника


Проехав по районам Перми, вы увидите, что снег, лед и талую «кашу» там убирают по-разному. С широких аллей и тротуаров — с помощью специальных машин, в некоторых дворах — тоже, но это чаще касается более-менее близких к центру города территорий. А стоит отъехать чуть подальше, как начинают встречаться дворники, которые сгребают снег лопатами и долбят лед ломами.

Нужен ли ручной труд или от него стоит отказаться в пользу машин? По этому поводу мнения экспертов расходятся. У каждого свои весомые аргументы.

— В Перми в систему содержания дорог заложена единая доля механизированных работ. А тротуары у нас чаще всего такие, что их не очистить механизированным способом, — комментирует Евгений Краснов. — Доля ручного труда крайне маленькая. Чтобы ее поднять, нужно увеличить количество штатных работников, ответственных за очистку и содержание тротуаров. Но на это требуются дополнительные средства.

В Национальной ассоциации зимнего содержания дорог уверены, что долю «физических упражнений» дворников, напротив, необходимо снижать.

Подобные объявления можно встретить далеко не везде

Подобные объявления можно встретить далеко не везде

Поделиться

— Ручной труд является самым неэффективным и дорогим. Лучше всего для уборки тротуаров использовать малогабаритную технику, которая позволяет сметать снег, распределять реагенты или комбинированные материалы, а потом убирать рыхлый снег, — говорит Анна Климентова. — Для узких дорожек есть ручная малогабаритная техника типа «Ледокол-барабан». Устройство разработал конструктор из Санкт-Петербурга. Оно похоже на небольшую газонокосилку, дробит спрессованный лед в мелкую крошку, которую потом легко смести с тротуаров. Такой аппарат может стать отличным вариантом для пермских тротуаров и дворов с учетом особенностей климата.

Только крупные подрядчики, мелким не пройти


Если, возмутившись плохой очисткой тротуаров от снега и льда, вы решите сами заняться этой работой, то у вас ничего не получится: тендеры на уборку в Перми разыгрывают на несколько лет и сразу по целым районам. Сейчас город живет по результатам аукционов 2019 года — тогда определили подрядчиков на пять лет.

— Проведение тендеров на уборку больших участков — не такая плохая идея. С экономической точки зрения, чем больше компания получает территорию для подряда, тем это выгоднее для нее, — отмечает Анна Климентова. — По сути, при правильной технологии уборки и выстроенных организационных процессах, зимнее содержание может быть и качественным, и прибыльным. Не факт, что дробление лотов приведет к повышению конкуренции, так как при снижении площади территории себестоимость уборки одного квадратного метра растет. Более того, маленькие лоты могут стать привлекательными для фирм-однодневок, которым будет интересно выиграть аукцион, переждать зиму и положить деньги в карман.

При распределении объемных лотов возникает серьезная проблема — на этом рынке в Перми сегодня практически отсутствует конкуренция. На аукционы поступает по одной-две заявки, некоторые торги приходится объявлять заново, так как в первый раз не приходит ни одной заявки. Но при этом долгосрочные контракты дают возможность компаниям-победителям планировать свою деятельность на несколько лет вперед: закупку техники, расширение штата и так далее.

Крупная техника не по карману мелкому подрядчику, поэтому тендеры разыгрывают на большие участки города

Крупная техника не по карману мелкому подрядчику, поэтому тендеры разыгрывают на большие участки города

Поделиться

Как добиться, чтобы в плюсе оставались и жители города? Чтобы они получали не скользкие, а удобные тротуары и очищенные улицы? Во-первых, в конкурсной документации должны быть четко прописаны даже малейшие детали: минимальное количество техники и людей, компетенции сотрудников, соответствие работ современным (а не устаревшим) нормативам. Во-вторых, должна обязательно учитываться репутация претендента.

— За рубежом, например, неизвестные компании не выигрывают дорожные подряды, — комментирует Анна Климентова. — Дороги убирают большие фирмы с многолетним опытом. В Швеции и Финляндии дорожный подрядчик по федеральным и региональным дорогам — один на две страны. Это огромная компания с вековой историй, наработанным опытом и парком техники. В наших реалиях, как эксперимент, можно рассмотреть варианты участия в конкурсах на уборку тротуаров крупных управляющих компаний. Те из них, кто хорошо справляется со своими обязанностями во дворах, потенциально могут выходить на аукционы и выигрывать участки на уборку тротуаров.

Ориентироваться можно на рейтинг управляющих компаний — его в Перми и крае обновляют каждый квартал (в январе мы опубликовали свежий топ УК и ТСЖ). Важно, конечно, чтобы сами предприятия изъявили такое желание.

А удачные примеры есть?


Серьезные проблемы с уборкой снега и льда возникают в разных городах. Коммунальному коллапсу в Санкт-Петербурге даже посвятил песню Сергей Шнуров. Но есть ли удачные примеры? На кого ориентироваться?

— В качестве примера пока могу привести только Москву, — признается Анна Климентова. — И то в столице есть свои проблемы: для уборки тротуаров используется в основном ручной труд, а дворники не идеально распределяют реагенты по поверхности. Но в Москве очистке тротуаров уделяют особое внимание и в результате травматизм пешеходов в самом крупном мегаполисе России — самый низкий в стране. В других городах, к сожалению, больше времени и средств уделяется очистке дорог, а проблема обледеневших тротуаров только начинает привлекать внимание.

Почти открытка: хотелось бы, чтобы зимой и в начале весны убирали именно так — досконально

Почти открытка: хотелось бы, чтобы зимой и в начале весны убирали именно так — досконально

Поделиться

Подытоживая слова экспертов, скажем, что для качественной уборки снега и льда с тротуаров Перми необходимо выполнять как минимум два пункта:

  • использовать реагенты — чтобы они были подходящими для пермских условий, применялись не только в центре города и в соответствии с инструкцией;
  • активнее применять технику — не только огромные махины для магистралей, но и небольшие аппараты для пешеходных дорожек.
  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter