Город В Ейске на жилой дом упал истребитель, над Пермью они тоже летают. Можно ли изменить их маршрут?

В Ейске на жилой дом упал истребитель, над Пермью они тоже летают. Можно ли изменить их маршрут?

Над домами в Перми летят и пассажирские самолеты — это редкость для городов

Военные самолеты базируются на аэродроме Сокол в Большом Савино

17 октября на жилой дом в Ейске рухнул истребитель. Пилоты не увели самолет в сторону от жилого района, но успели катапультироваться. По данным федерального МЧС, под завалами жилого дома погибли 13 человек, в том числе трое детей. В Перми военные и гражданские самолеты тоже летают над городом. Мы спросили у экспертов, связанных с авиацией, возможно ли изменить их маршруты.

Тема полетов военных над городом давно тревожит пермяков. Авиаполк с самолетами-перехватчиками МиГ-31БМ располагается на авиабазе Сокол. Экипажи истребителей взлетают с одной полосы вместе с гражданской авиацией аэропорта Большое Савино. Приземляться летчикам приходится по одному направлению, которое также используют пилоты пассажирских лайнеров.

Авиабаза Сокол организована на базе 764-го истребительного авиаполка, который дислоцируется в Перми с 1952 года. Авиабаза подчиняется екатеринбургской бригаде воздушно-космической обороны.

В 2011 году МиГи над городом хотели запретить

Еще в 2011 году губернатор Пермского края Олег Чиркунов дважды направлял телеграмму министру обороны Анатолию Сердюкову. В первой была просьба провести мероприятия по снижению сверх­нормативного шума истребителей, во второй — запретить полеты над городом истребителей-перехватчиков МиГ-31, дислоцированных на авиабазе Сокол. Министр тогда распорядился разобраться в проблеме, и на время полеты прекратились, но потом вновь возобновились.

Вид из иллюминатора пассажирского самолета в Перми такой — на оборудование военного аэродрома Сокол

В том же 2011 году в Пермском крае разбились два МиГ-31, дислоцированные на авиабазе Сокол. 6 сентября при выполнении планового полета в 11 километрах от аэропорта Большое Савино потерпел катастрофу МиГ-31 под управлением командира экипажа подполковника Сергея Столпянского и штурмана-оператора майора Андрея Горбачева. Оба летчика погибли. А 19 ноября в Чусовском районе разбился истребитель, которым управляли пилоты Станислав Коваленков и Дмитрий Медведкин. Экипаж катапультировался. О катастрофах писала пермская редакция издания «Коммерсантъ».

С тех пор прошло больше десяти лет, но самолеты продолжают летать над городом. Последние катастрофы произошли за пределами города. Так, в 2021 году под Пермью упал Су-24. У летчиков, катапультировавшихся при крушении, были диагностированы переломы рук. Крушение произошло в 95 километрах западнее Перми, в лесном массиве. В том же году самолет МиГ-31 совершил аварийную посадку из-за неисправности оборудования, но тоже в Прикамье.

Над городом летают и пассажирские самолеты

При этом Пермь — редкий город, в котором над жилыми домами проходит и глиссада (траектория полета) пассажирских самолетов. Построен аэродром был изначально именно как военный, проектированием занималось Минобороны.

Самолет над городом

— В те годы город еще не был так застроен, и его будущее развитие не учитывали при проектировании, — прокомментировали 59.RU в пресс-службе аэропорта Большое Савино. — Можно предположить, что самолеты могут заходить на посадку с другой стороны от города, и так действительно иногда делается. Но тут всё зависит от розы ветров. Самолет на посадку должен заходить против ветра, а роза ветров у нас такая, что чаще всего это — со стороны города.

«Теоретически курс могли бы сменить»

Мы попросили экспертов — пилотов легких самолетов — высказать свое мнение, возможно ли вывести самолеты из города.

Один из летчиков рассказал 59.RU, что взлетно-посадочные схемы были разработаны давно и маршрут сложился исторически. Изначально на этом пути не было большой застройки, но город разрастался, а маршруты сохранились. Также пилот добавил, что высота, на которой самолет летит над городом, равна примерно 500 метров. По его словам, этой высоты достаточно, чтобы в случае аварии пилот мог спланировать в сторону и увести самолет от города.

— Теоретически военные самолеты могли бы сменить и курс, — считает летчик. — На аэродроме у них есть два курса — 21, который проходит над городом, и 30, он уходит в сторону Юго-Камского. Если бы они пользовались только вторым направлением, то могли бы максимально избежать полетов над плотно заселенными районами.

По мнению другого пилота, военные самолеты над Пермью летать будут, по крайней мере, пока — взлетно-посадочная полоса находится в городе, и чтобы избежать полетов, необходимо построить новую взлетно-посадочную полосу. Тогда изменится и схема полета.

Второй эксперт выразил сомнения в том, что военный самолет, летящий со скоростью 90 метров в секунду, успеет спланировать, то есть мягко сесть, как и большой гражданский.

— Вспомним катастрофу «Боинга-737», упавшего в Балатово, — говорит пилот. — Тот летел на высоте 300 метров, но не успел уйти за город. Подобные маневры могут осуществлять только пилоты легкого судна. Кстати, не так давно видел «Боинги», садящиеся по 30-му курсу в Большом Савино. Раньше на этой полосе не было ни маяков, ни курсо-глиссадной системы, но, может, эту полосу всё же достроили.

Для нежителей Перми МиГи над городом — явление удивительное, приезжие часто обращают внимание на их гул. В один из разов, когда истребители особенно разлетались, мы говорили о причинах с пресс-службой Центрального военного округа.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter