Город «К серийному производству готовы»: двигатель ПД-14 презентовали для авиакомпаний на международном форуме

«К серийному производству готовы»: двигатель ПД-14 презентовали для авиакомпаний на международном форуме

Это первый в России подобный проект, полностью созданный в «цифре»

Пермский двигатель ПД-14 опережает международные требования к безопасности эксплуатации

На международном форуме двигателестроения «МФД-2022», который прошел с 26 по 28 октября в Москве, состоялась презентация двигателя ПД-14 для российских и зарубежных авиакомпаний. Предприятия научно-производственного комплекса «Пермские моторы» (АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК-Пермские моторы», входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) и предприятия-партнеры пермских моторостроителей по производственной кооперации презентовали двигатель ПД-14, рассказали о планах серийного производства и организации послепродажного обеспечения.

Цифровая среда

Главной темой «МФД-2022» стала цифровая среда в авиационном двигателестроении, а главным событием форума — презентация ПД-14, первого в России двигателя, полностью созданного в «цифре». Это означает безбумажное 3D-проектирование конструкции, создание электронных баз данных инженерных расчетов и характеристик материалов, цифровое сопровождение производства двигателя, использование цифровых технологий при стендовых и летных испытаниях, а также при разработке эксплуатационных документов. Конструкторы, технологи, слесари-сборщики, инженеры по эксплуатации двигателя работают с электронными данными и геометрическими 3D-моделями.

Генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова Андрей Козлов подчеркнул, что ошеломляющий прогресс в вычислительных мощностях и искусственном интеллекте позволил повысить точность расчетов для безусловного выполнения самых жестких требований по массе, ресурсу и надежности.

Применение цифровых технологий значительно сокращает трудозатраты на всех этапах жизненного цикла авиационного двигателя — от разработки до эксплуатации. По словам президента АССАД Виктора Чуйко, благодаря цифровым технологиям все необходимые испытания двигателя в небе и на земле удалось провести значительно быстрей.

— Внедрение этой среды при испытаниях на стенде увеличило производительность в 4–6 раз. На летающей лаборатории производительность испытаний увеличилась в 6–9 раз, — сказал Виктор Чуйко.

Обсуждая реализацию проекта «Двигатель ПД-14 для самолета МС-21», участники встречи затронули наиболее важные для потенциальных покупателей темы.

Первый заместитель генерального директора АО «Корпорация "Иркут» Анатолий Гайданский рассказал о ходе работ по одобрению Главного изменения к сертификату типа на самолет МС-21 — применение двигательных установок на базе двигателя ПД-14. Работы проводятся в полном соответствии с планом, получение одобрения запланировано на декабрь 2022 года. Затем в 2023 году должна быть проведена большая работа по замене импортных комплектующих и систем самолета на отечественные. Но уже сейчас в цехах Иркутского авиационного завода приступили к сборке первых серийных самолетов, поставка которых «стартовым» заказчикам запланирована на 2024 год.

Главный конструктор семейства авиадвигателей ПД «ОДК-Авиадвигатель» Игорь Максимов отметил, что в двигателе ПД-14 применена надежная классическая схема двухконтурного двигателя с прямым приводом вентилятора. Для достижения высоких технических характеристик двигателя разработаны и внедрены 16 критических технологий, в том числе титановая пустотелая широкохордная рабочая лопатка вентилятора, изготовленная по технологии диффузионной сварки и сверх пластической формовки, монокристаллические лопатки турбины высокого давления с высокоэффективной системой охлаждения и с теплозащитным покрытием 2-го поколения, уникальные детали камеры сгорания, изготовленные с применением аддитивных технологий и др. Также были разработаны 12 новых материалов и покрытий. При разработке двигателя ПД-14 была создана эффективная схема кооперации ведущих двигателестроительных предприятий России, научных отраслевых институтов, институтов РАН и институтов Министерства образования. Благодаря этому удалось значительно снизить риски создания нового двигателя и сократить сроки разработки.

Пермские моторостроители готовы предоставить сервис, ни в чем не уступающий иностранным компаниям

Начальник группы — исполнительный директор ФАУ «Авиарегистр РФ» Александр Книвель заявил, что пермский двигатель ПД-14 опережает международные требования к безопасности эксплуатации. Он единственный в мире прошёл испытания на попадание в двигатель шквального града повышенной интенсивности и вулканического пепла, успешно выдержав эти испытания.

— Никакие двигатели на Западе подобные испытания не проходили. Значит, что они в этих условиях эксплуатации летать не могут, а ПД-14 — может. Это имеет большое значение и для самолета в целом, и для нашего двигателя. Он будет более конкурентоспособным, — сказал Александр Книвель.

Заместитель генерального конструктора по эксплуатации АО «ОДК-Авиадвигатель» Павел Уткин рассказал участникам конференции об основных элементах системы послепродажного обслуживания (ППО) двигательной установки ПД-14 и сроках их готовности, которая должна быть обеспечена к началу поставок МС-21–310 стартовому заказчику. При развертывании системы использованы современная методология и инструменты, позволяющие эффективно влиять на снижение показателей трудоемкости, затрат на техническое обслуживание и ремонт, при этом максимально использован многолетний опыт эксплуатации семейства двигателей ПС-90А, а также вся существующая инфраструктура сопровождения.

— В проекте учтен лучший международный опыт построения системы ППО, и пермские моторостроители готовы предоставить сервис, ни в чём не уступающий иностранным компаниям. Эту систему подготовят к началу эксплуатации МС-21–310, и она будет интеллектуальной: современные программные продукты позволят безбумажно и оперативно решать все возникающие вопросы. Авиакомпании получат полностью интерактивный комплект эксплуатационной документации, который позволит им лучше, дешевле, быстрее обслуживать и воздушное судно, и двигатель, — заявил заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», академик РАН Александр Иноземцев.

Несмотря на санкции, «ОДК-Пермские моторы» — головной изготовитель двигателя ПД-14 готов к серийному производству двигателя.

— Мы провели первый этап подготовки серийного производства и готовы собирать 12 комплектов в год. Этого достаточно, чтобы обеспечить потребности Корпорации «Иркут» в ближайшие полтора года. Дальнейший рост объемов производства будет обеспечен за счет увеличения производственных мощностей. На территории особой экономической зоны в Перми к 2026 году запланировано строительство новых производственных корпусов «ОДК-ПМ», — заявил исполнительный директор «ОДК-Пермские моторы» Сергей Харин.

В качестве приоритетных подразделений для переноса на новую площадку выбраны 3 определяющих Центра специализации: «Корпуса, статорные узлы и камеры сгорания», «Лопатки турбины», «Линия конечной сборки двигателей ПД-14». Общие инвестиции в проекты развития производственных мощностей ПД-14 составят 65 миллиардов рублей, это позволит увеличить производство до 160 комплектов в год.

Презентация предприятий, входящих в кооперацию по производству двигательных установок ПД-14

Презентация ПД-14 прошла в необычном формате: впервые перед заказчиками выступили не только пермские двигателестроители, но и основные предприятия промышленной кооперации. А в нее вовлечены десятки предприятий смежных отраслей, металлургические заводы, производители электроники, ведущие двигателестроительные предприятия России.

На презентации выступили представители ПАО «ОДК-Сатурн» (Рыбинск), ПАО «ОДК-УМПО» (Уфа), АО «ОДК-Салют» (Москва), АО «ОДК-СТАР» (Пермь), ПАО «Ил» — ВАСО (Воронеж), АО «ПЗ "Машиностроитель» (Пермь).

— Главные вызовы нашего времени — это технологическая независимость и органичная диверсификация. И сегодня все ресурсы двигателестроительной корпорации работают на эти задачи, — отметил генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин.

В АО «ОДК-Сатурн» изготавливается компрессор низкого давления. На этапе развитой эксплуатации двигателя ПД-14 в АО «ОДК-Сатурн» будет организован центр по ремонту двигателей ПД-14.

ПАО «ОДК-УМПО» изготавливает рабочую лопатку вентилятора, для чего построен и оснащен уникальным оборудованием специальный цех. Для изготовления всей номенклатуры отливок на предприятии построен центр титанового крупногабаритного литья, модернизирован цех алюминиевого литья. Кроме того, на ПАО «ОДК-УМПО» изготавливаются ротор компрессора высокого давления и турбина низкого давления. ПД-14 — первый гражданский проект в истории ПАО «ОДК-УМПО», и это очень важно для предприятия.

В АО «ОДК-Салют» освоили изготовление узлов центрального привода и коробки приводов двигателя ПД-14, для чего был создан центр компетенций «Коробки приводов и агрегатов».

В АО «ОДК-СТАР» были спроектированы и изготавливаются основные агрегаты системы управления двигателя ПД-14.

В филиале ПАО «Ил» — ВАСО будет построен отдельный комплекс для серийного производства узлов мотогондол двигателя ПД-14, где разместятся производство деталей из полимерных композиционных материалов и сборочное производство.

На АО «ПЗ "Машиностроитель"» освоено изготовление одного из основных узлов мотогондолы — реверсивного устройства. Для серийного изготовления этого узла на заводе строится новый производственный цех для изготовления деталей из полимерных композиционных материалов, сборочная линия и испытательные стенды.

По словам заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Олега Бочарова, презентация стала ключом для понимания того, как российское двигателестроение будет развиваться в ближайшие годы: уже сейчас мы можем уверенно опираться на нашу инженерную мысль, на труд наших специалистов и рабочих, на наши производственные мощности. ПД-14 уже сегодня стал флагманом развития отрасли на ближайшие годы. Правительством ставка сделана, прежде всего, на самолет МС-21–310 с ПД-14 на крыле.

— Сегодня можно уверенно говорить, что кооперация в производстве ПД-14 успешно состоялась. Авиационное двигателестроение сейчас находится на подъеме. Мы умеем создавать надежные двигатели и получили государственную поддержку на развитие проекта. Россия уверенно подтверждает статус великой авиационной державы, — подвел итог презентации заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», академик РАН Александр Иноземцев.

Реклама. Erid:

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем