Сегодня, 23 октября, в Перми начали расселять трехэтажный многоквартирный дом в самом центре города. Мы побывали у проблемного здания на Куйбышева, 68, чтобы поговорить с жителями и властями, и узнать, почему дому грозит обрушение и что теперь будет.
Что это за дом и что о нем говорят власти?
Дом на Куйбышева, 68 построен в 1954 году. Стены здесь кирпичные, а перекрытия выполнены из дерева. Снаружи здание выглядит как обычная «сталинка». На фасаде есть все типичные элементы сталинской архитектуры: небольшая лепнина, пилястры (псевдоколонны), фронтоны (треугольная часть стены под крышей) и так далее.
Но на самом деле здание не совсем обычное: его строили не как многоквартирный дом, а как общежитие. По словам жильцов, оно принадлежало заводу имени Свердлова (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»), но после вывели из собственности предприятия. Часть комнат в доме приватизированы, часть — муниципальные.
Дом на Куйбышева, 68 выглядит грустным (впрочем, как и многие другие его ровесники, еще не дождавшиеся капремонта) — штукатурка здесь местами обвалилась, обнажив кирпичную кладку. Внутри дом представляет собой типичное общежитие коридорного типа с кое-где обшарпанными стенами и следами протечки на потолке третьего этажа. Неспециалиста внешний и внутренний вид здания вряд ли напугает, но эксперты при обследовании обнаружили, что дому грозит обрушение.
— Была проведена экспертная оценка состояния конструкций и на основании заключения было принято решение о расселении этого дома, — рассказал 59.RU заместитель главы Свердловского района Перми Игорь Давлетшин. — <...> Эксперты говорят, что есть вероятность обрушения, поэтому в очень ускоренном темпе — даже не в таком, как с Куйбышева, 143 (эту пятиэтажку расселили в марте и снесли в июле 2023 года) — мы взялись за расселение.
Ранее в администрации Перми говорили, что на Куйбышева, 68 существует вероятность обрушения несущих конструкций, но какие именно несущие конструкции пришли в негодность: стены, перекрытия или что-то еще — не уточняет ни Игорь Давлетшин, ни глава района Александр Филиппов.
Сейчас в доме объявили режим чрезвычайной ситуации. Во дворе установили палатку для работы оперативного штаба, рядом дежурят бригады скорой помощи и спасателей, наряд полиции. Со стороны проезжей части сделали деревянный переход, он нужен для того, чтобы прохожие не пострадали при падении кусков штукатурки, которые могут отлететь от стен. По словам Александра Филиппова, в ближайшее время здание обнесут забором, чтобы пермяки не смогли попасть на его территорию и не подвергались опасности.
Куда денут жителей?
Администрация Перми решила, что трехэтажку на Куйбышева нужно срочно расселить. Объявления об этом развесили на дверях подъездов. Также о необходимости переезда рассказывают во время поквартирных обходов.
Жителей здания направляют в пункт сбора и распределения, который организовали в общественном центре на Механошина, 6. Сейчас он работает с 09:00 до 20:00, но впоследствии, когда поток людей станет меньше, график могут скорректировать.
— Нам нужно обеспечить безопасное проживание людей — кого-то определить в маневренный фонд, кому-то предложить снять квартиру в аренду за счет администрации, — прокомментировал 59.RU замглавы района Игорь Давлетшин.
По подсчетам мэрии, переселению подлежат 76 человек — это люди, которые владеют жилплощадью на Куйбышева, 68 или заключили с администрацией договоры социального найма.
— Порядка 30 помещений в доме находятся в собственности жителей Перми — по ним нужно будет решать вопрос с последующей выплатой компенсаций, — говорит Давлетшин.
Это значит, что в маневренный фонд или арендное жилье такие люди переедут временно — впоследствии им перечислят компенсации, которые они смогут потратить на покупку новой комнаты или квартиры.
По словам Александра Филиппова, тем, кто снимают жилье на Куйбышева, 68 у собственников (коммерческий наём), другое жилье предоставлять не будут — им нужно будет самостоятельно подобрать для себя другой вариант для аренды.
— 29 октября запланировано отключение всех ресурсов от дома, соответственно, к 29-му числу ни одного человека в доме быть не должно, — подчеркивает замглавы района.
По задумке властей, люди должны покинуть дом, взяв с собой набор самых необходимых вещей и документы. Всё остальное они могут оставить в своих комнатах и забрать позднее. В ближайшее время у дома появится охрана, которая будет проверять документы и пускать внутрь жильцов, чтобы вывезти вещи.
— Сейчас мы помогаем людям переехать. Если есть необходимость, предоставляем транспортное средство для обеспечения переезда, — утверждает Александр Филиппов.
Что обо всём этом говорят жители?
Жители Куйбышева, 68, с которыми нам удалось пообщаться, не против расселения и говорят, что давно его ждали. Например, в самые короткие сроки из дома готова съехать Наталья. Она живет в здании четвертый год.
— Я купила комнату на третьем, верхнем этаже в ипотеку, когда дом еще не был аварийным. Сделку заключала в июне — тогда стояла сухая погода, и в комнате не было никаких следов протечек. Но в первую же весну я поняла, что дом в плохом состоянии: у нас с потолка и по стенкам побежала вода с крыши, — делится Наталья. — Я как-то уезжала на выходные в Верещагино (женщина раньше жила в этом городе. — Прим. авт.). Возвращаюсь, а у меня потолок чуть не до полу свис. Думала, вообще затопит нас.
О проблемах в доме предыдущая собственница квартиры покупательнице не сказала ни слова.
— Мы раньше все квартиры снимали, но решили в ипотеку взять [свое жилье]. Вот, взяли.., — вздыхает женщина.
Валентина и Евгений живут на Куйбышева, 68 с детства. Женщина — с 1995 года, а мужчина — с 1984-го, с самого своего рождения. По словам Евгения, дом считался аварийным еще в конце 80-х.
— Дом должен был давно пойти под расселение, потому что с 1988-го или с 1989 года на какое-то время была закрыта регистрация [жильцов] по причине того, что его должны были расселять, — вспоминает мужчина. — Он уже считался аварийным домом. Официального заключения не было как такового, но расселять собирались, тем более после пожаров.
Пожары, о которых говорит Евгений, один за другим произошли в 1991 году. Тогда, по его словам, выгорел практически весь первый этаж. Из-за этого его расселили, а помещения отдали под разные государственные учреждения и коммерцию.
— До 1991 года было более-менее нормально. Советский Союз еще что-то шаманил, делал и так далее, а потом, когда Союз распался, начался ужас, — говорит Евгений. — Когда тушили пожар, дом обильно поливали водой. После того как тушение закончили, жителей практически сразу вернули обратно — даже не прогревали помещения, не дали им просохнуть.
Этот факт, считает мужчина, оказал важное влияние на то, в каком состоянии дом находится сегодня. Также Евгений считает, что дом в принципе не был рассчитан на столь длительное проживание.
— Помню, как в начале 90-х годов мама и соседи ходили что-то выяснять по поводу расселения. Говорили, что нас расселят, дадут другое жилье и так далее, — делится собеседник. — Раньше это была общага от завода Свердлова — комнаты там давали как временное жилье для того, чтобы какое-то время пожить, поработать и получить квартиру от завода. <...> Дом вообще простецкий — тут даже фундамент ленточный.
Валентина вспоминает, как в детстве мама будила ее в шесть утра, чтобы помыть в тазике: в другое время вода до третьего этажа не доходила, ее разбирали на нижних.
О том, что их дом расселяют, Валентина и Евгений узнали из СМИ. Они считают такое решение верным, но опасаются, что, согласившись на жилье маневренного фонда, останутся там надолго и не смогут получить компенсации за свои комнаты.
В администрации Перми при этом утверждают: бывшим жильцам расселенных домов исправно выплачивают компенсации. Так, по данным на 3 июля 2023 года, деньги за комнаты в доме на Куйбышева, 143 перечислили 169 собственникам.
Почему проблемный дом не расселили раньше?
Валентина и Евгений говорят, что долгие годы они и их соседи добивались признания дома аварийным — например, писали обращения об этом в администрацию в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах, но так и не смогли ничего добиться. Решение об аварийности было принято только в 2021 году.
Тогда, по словам жильцов, большая часть дома была рада такому решению, но одна собственница с ним не согласилась и подала иск в суд, чтобы оспорить его.
— Оспаривала аварийность одна женщина, которая в нем даже не жила. Она просто купила комнату и сдавала ее. Когда администрация признала дом аварийным, она воспротивилась, — объясняют люди. — Она хотела сделать реконструкцию, а дом не подходит уже. Мы консультировались со специалистами, нам сказали: «Да вы что? Ваш дом надо просто сносить». Фундамент уже стал проседать, трескаться, тут нечего восстанавливать.
Замглавы Свердловского района Игорь Давлетшин говорит, что именно из-за того суда дом не смогли включить в действующие программы по расселению и вынуждены расселять в экстренном порядке.
— Ждать, пока этот дом попадет в программу на 2025–2030 годы никакого смысла нет. Тем более, если есть угроза жителям, то, естественно, вопрос с расселением надо решать очень быстро, — комментирует Игорь Давлетшин.
Что будет с домом дальше?
Глава района Александр Филиппов рассказал, что после расселения дом на Куйбышева, 68 законсервируют. Впоследствии его планируют снести, но сроки сноса пока не определены.
Все организации, расположенные в доме, уже прекратили работу. Так, территориальное управление Минсоцразвития теперь ведет прием на Камчатовской, 5, а Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края — на Петропавловской, 97.
Ранее мы рассказывали, какие еще дома за «Кристаллом» намерены расселить и снести.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.