В Перми состоялось торжественное открытие стелы «Пермь — город трудовой доблести». Главный пилон монумента украшает мозаика с изображением двенадцатилетнего фрезеровщика Валентина Кусакина, принятого на работу в августе 1944 года на моторостроительный завод № 19 им. Сталина (ныне — АО «ОДК-Пермские моторы», входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха).
В годы Великой Отечественной войны на смену ушедшим на фронт квалифицированным рабочим моторостроительного завода пришли 11–16-летние подростки. Дети старались ни в чём не уступать взрослым, выполняя за рабочую смену до двухсот процентов нормы. Во многих цехах до половины списочного состава работающих были подростки. Даже во вновь построенных цехах, где не было крыш и бытовок, при невыносимом холоде, согревая руки у печек и костров, люди находили в себе силы выполнять увеличивающиеся производственные задания.
— В 1944 году заводской фотограф Матвей Кузнецов сделал ставший знаменитым на всю страну снимок фрезеровщика инструментального цеха Валентина Кусакина, образ которого больше известен как «мальчик на ящике». Отец мальчика работал на заводе мастером. В семье было шестеро детей, Валентин был старшим. Он был принят учеником шлифовщика, затем стал учеником фрезеровщика и уже через несколько месяцев был допущен к самостоятельной работе на фрезерном станке. После войны Валентин был призван на срочную службу в армию, после которой вернулся на завод и трудился до 1960 года, — рассказала руководитель музея истории пермского моторостроения Валерия Гаврилова.
Музей хранит документы, которые доказывают трудовые подвиги моторостроителей. В кинозале можно посмотреть документальный фильм «Четыре трудных года», снятый пермским телевидением в 1974 году, где запечатлены уникальные кадры единственного сохранившегося интервью с Валентином Кусакиным. Вместе с ним в годы Великой Отечественной войны на моторостроительном заводе № 19 трудились около 7000 подростков — экспозиция рассказывает об их вкладе в Великую Победу.
В оформлении мозаичного панно рядом с монументом использована фотография легендарного пермского мотора М-62 — это первая разработка ОКБ-19 под руководством А. Д. Швецова (ныне — АО «ОДК-Авиадвигатель»). Моторостроительный завод в 1941 году выпустил 1450 моторов М-62, а с 1941 по 1945 год — 7155 моторов М-62-ИР. В целом за годы войны заводом было выпущено 31 864 авиамотора. На мозаичном панно также изображен конструктор перед кульманом как символ конструкторского бюро.
Ветераны пермского моторостроительного комплекса были одними из инициаторов присвоения Перми почетного звания «Город трудовой доблести».
— Этот монумент будет иметь большое значение как для воспитания молодежи, так и для сохранения народной памяти. История молодого моторостроителя — это и вдохновляющий пример патриотизма, и свидетельство того, что пермские моторостроители во все времена достойно решали задачи государственной важности, — подчеркнул заместитель председателя пермской городской общественной организации «Ветераны Пермских моторов» Николай Найденов.
АО «ОДК-ПМ». Perm-motors.ru