Реновация Компроса не оставила равнодушными многих — сначала проект с заделом на серьезные изменения вызвал обсуждения, потом недовольства из-за ограничений движения и пыли, а после — восторг пешеходов от того, что наконец-то есть где разгуляться, а еще от того, что на проспекте стало красиво. Казалось бы — 300-летие Перми отпраздновали, проект реализован, что еще может волновать? На профессиональный взгляд почетного пермского архитектора Виктора Воженникова, проектировщики всё же кое-что не учли.
Капремонт Комсомольского проспекта начали в 2019 году, проект делали на основе проекта Института территориального планирования, о котором мы писали давным-давно. Изменения вы видите сами: с Компроса убрали троллейбусы, расширили тротуары, сузили дорожное полотно, перенесли парковки и обновили дорожные знаки — в общем, частично восстановили исторический облик главной улицы, как и хотели. Также обновлены зеленые зоны и фасады зданий, но сегодня не об этом.
Места мало, денег нет
Тротуары на Компросе расширили за счет реорганизации парковок и сужения дорожных полос. Ширина проезжей части сузилась до 10,5 метра (была около 11 метров), но трехполосное движение сохранилось. Одна из полос по-прежнему выделена для автобусов. Тротуары разделены на три зоны разными цветами плитки. На близкой к дороге стоят информационные знаки и посадочные площадки. Вторая зона — для фонарных столбов и рекламных конструкций. Третья зона, ближайшая к зданиям, предназначена для пешеходов.
Звучит неплохо, но Виктор Воженников считает это неудачным решением — количество парковочных мест уменьшилось примерно на 40%, страдает бизнес, страдают водители, а пешеходам такая дорога и вовсе не нужна.
Архитектор предполагает, что выбери разработчики генплана парковки под 45 градусов, а не параллельные, то можно было бы увеличить количество парковочных мест. Виктор Воженников считает, что они нужны городу больше, чем огромный тротуар.
— Я никогда не видел толп на Комсомольском проспекте. У нас полгода зима — пешеходов мало. Разработчики генплана говорят: «Отдайте место пешеходам». Я понимаю такие вещи в Европе, где комфортные погодные условия и высокая плотность населения. У нас в этом плане слабее, и люди никогда зимой не будут ходить пешком. Если бы увеличили парковочные места, никто бы из пешеходов особо не пострадал.
Также архитектор считает, что принятое решение об изменении дорожной обстановки уводит деньги из региона: парковок мало, поэтому у магазинов никто не останавливается — люди предпочитают бутикам проспекта большие и удобные ТРК. В том, что люди оставляют машины на парковках перпендикулярных Компросу кварталов, Виктор Воженников с разработчиками не согласен.
— Никакая дама не будет оставлять авто в перпендикулярном квартале, во-вторых, все эти парковочные места заняты. В магазинах на перпендикулярных кварталах ситуация с бизнесом улучшилась. Те, кто хотел попасть в бутик на Компросе, сейчас выберут мегамаркеты — бизнес уйдет туда. Но владельцы бизнеса не пермские, деньги будут не в Перми оставаться. Город страдает от сокращения и налогов, и бизнеса — интерес к этим магазинам упал.
Компрос — труба, не видно неба
Архитектор обнаружил на обновленном Компросе еще один недостаток — бесконечные столбы. Речь о том, что через полтора метра после столбов освещения установили столбы для ферм со знаками.
— Но ведь это можно сделать на тех же фонарях с помощью растяжек, как во всем мире это делается. Это просто нерационально потраченные бюджетные деньги, я бы так сказал. Десятки миллионов рублей ушли только на эти вещи. Причем это двойные фермы — будто одна не выдержит три знака. Это очень дорогое никчемное удовольствие.
«Дорогое никчемное удовольствие», по мнению почетного архитектора, также портит восприятие иконических доминант, если проще — здания кафедрального собора и МВД на разных концах проспекта.
Вопрос о нагромождении столбов Воженников поднимал, когда на посту главного архитектора Пермского края был Артем Габдрахманов (сегодня — министр строительства), но с того времени ничего не поменялось: главный архитектор настоял на том, что такое расположение — требование ГИБДД.
— Мы сейчас едем по Компросу как будто в какой-то трубе — бесконечные столбы и фермы. Их бы в два раза меньше сделать, чтобы увидеть чистое небо. Также из-за этих столбов мы не видим красивых фасадов домов.
Мнение главного архитектора Перми
Уже год в регионе свободна должность главного архитектора Пермского края, но есть главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин. Он считает, что Компрос здорово было бы сделать более изящным.
— Излишне массивные конструкции. Полагаю, возможности не было сделать более изящно, — прокомментировал 59.RU Дмитрий Лапшин. — Хотелось бы понимать — это так задумывалось или дело случая? Вроде бы проект не лотерея: получится — не получится. Тем не менее без этих конструкций было лучше. Можно ли их заменить на какие-то тонкие тросы? На первый взгляд возможно. Хотелось бы понимать, кто принимал решение и на основании чего.
За разъяснением мы обратились в Институт территориального планирования, чей проект лег в основу реновации Комсомольского проспекта. Опубликуем ответ, когда он появится.
Посмотрите, как выглядел проект реконструкции. Сильно отличается от реальности?
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.