В названиях некоторых улиц Перми упоминаются советские академики, чьи разработки были особенно значимы для страны.
Сегодня в рубрике «Поясняем за слова» рассказываем о двух таких улицах: одна носит имя Игоря Курчатова, вторая — Бориса Веденеева. Коротко вспоминаем биографии обоих ученых.
Улица Академика Веденеева
Это центральная улица «на Молодежке» — в микрорайоне, который официально появился в 1940 году (хотя строители КамГЭС селились здесь уже в 1930-е). Людей поначалу размещали в юртах и бараках возле залива. Улицы как таковые стали оформляться позднее, лишь в конце 1940-х, и одной из первых дали имя академика Веденеева. Прямой связи с Пермью у ученого-энергетика не было, но жители решили отметить его заслуги в возведении советских гидроэлектростанций, в том числе на Волге и Каме.
Борис Веденеев родился в 1884 году в семье инженера-путейца в Тифлисе. Сегодня это столица Грузии Тбилиси, а в конце 19-го века город был центром Кавказского наместничества Российской империи. Продолжая дело отца, после гимназии Веденеев поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но выбрал другую специальность — гидротехническое строительство. После вуза молодой специалист год стажировался в Германии, затем вернулся в Россию и с 1911-го начал проектировать и строить морские порты во Владивостоке и Мурманске.
После революции 1917 года Борис Веденеев стал сотрудником Главкома госсооружений, где ему доверяли ответственные должности. Он был одним из разработчиков плана ГОЭЛРО (развития электрификации в стране). Проектировал оросительные системы Средней Азии и исследовал обустройство шлюзов на реках Москве и Оке.
Борис Веденеев входил в число руководителей трех крупных строек: ГЭС на Волховских порогах (это Ленинградская область), Кондопожской ГЭС в Карелии и Днепровской ГЭС в Запорожье (в то время самой крупной в Европе). Был главным инженером треста «Средволгострой», который занимался возведением ГЭС на Волге и Каме. Везде он настаивал на механизации работ и старался уменьшить использование тяжелого ручного труда. Решения принимал на основе цифр и расчетов, а не отвлеченных предположений: Веденеев был известен как специалист по экономическому обоснованию строительства ГЭС.
Научную карьеру Веденеев при этом не бросал. В 1932 году его даже избрали действительным членом АН (академии наук) СССР, отмечая вклад ученого в развитие гидроэнергетики и техники.
Борис Веденеев был одним из авторов многотомной «Технической энциклопедии» — писал туда статьи о гидротехнических сооружениях. Он выпустил собственный учебник по гидроэнергетике, по которому училось не одно поколение студентов. Он публиковал научные статьи и книги. Параллельно читал лекции в разных учебных заведениях, а в 1936-м возглавил кафедру утилизации водной энергии Московского инженерно-строительного института. В 1944 году стал ответственным редактором старейшего русского журнала «Электричество».
Во время Великой Отечественной войны Борис Веденеев входил в Госкомитет обороны и был заместителем наркома электростанций СССР. Он отвечал за переброску энергетического оборудования вглубь страны, а также строительство новых ГЭС на Урале, в Сибири и союзных республиках.
В 1943-м Веденеев вошел в чрезвычайную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков: под его руководством специалисты оценивали ущерб, нанесенный энергетике страны.
В том же 1943-м Борис Веденеев стал лауреатом Сталинской премии первой степени. Вместе с золотым значком ученый получил 100 тысяч рублей и сразу передал все деньги в Фонд обороны. Отметим, что в списке его наград также шесть орденов, включая орден Отечественной войны I степени, и медали.
Борис Веденеев умер в 61 год — осенью 1946-го. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя носят не только улицы в Перми, Санкт-Петербурге и других городах, но и Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники.
Улица Академика Курчатова
«Академическая» улица появилась в 1960-е на месте, где жители Крохалевки до этого садили картошку. Она довольно небольшая: тянется от долины реки Данилихи до улицы Гусарова. Как и в случае с Борисом Веденеевым, улица и Пермь в целом не были связаны с Игорем Курчатовым. Название дали, чтобы продемонстрировать уважение к известному ученому.
Игорь Курчатов родился в начале 1903 года на территории современной Челябинской области — в поселке при Симском заводе. Его отец был землемером-землеустроителем, мать до замужества работала учительницей. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала в Симбирск (сегодня это Ульяновск), а четыре года спустя — в Симферополь. Денег в семье было немного, поэтому Игорь Курчатов рано начал подрабатывать. Сначала после гимназии бегал на занятия в вечернюю ремесленную школу, а потом, выучившись на слесаря, устроился на завод.
Безденежье никуда не ушло и когда Курчатов в семнадцать лет поступил на физмат в Таврический университет Симферополя. Но, даже голодая, способный студент сумел окончить курс досрочно, после чего его приняли на третий курс Петроградского политехнического института. В то же время он устроился на работу в обсерваторию Слуцка (сейчас это Павловск), где в 1924 году выполнил первое научное исследование.
В 1925-м Курчатов стал научным сотрудником Физико-технического института в Ленинграде (сегодня — Санкт-Петербург), где проработал под началом «отца советской физики» Абрама Иоффе до середины 1943 года.
В первые годы научный интерес Игоря Курчатова был сосредоточен на диэлектриках и полупроводниках. Исследования принесли ему степень доктора физико-математических наук (в 1934 году, без защиты диссертации) и звание профессора (в 1935-м).
В конце 1932 года Курчатов вплотную занялся ядерной физикой. Семь лет спустя возглавил работу по исследованию деления ядра урана.
Когда началась Великая Отечественная война, Игорь Курчатов стал научным консультантом армии и занялся разработками по размагничиванию боевых кораблей — это было необходимо для защиты флота от магнитных мин противника. Затем возглавил броневую лабораторию, где создавали материалы для защиты самолетов и танков.
С осени 1942-го в Советском Союзе возобновили исследование атомной энергии и возможностей ее использования, а несколько месяцев спустя Курчатову поручили руководство всеми научными разработками по этой теме. В 1943-м физик-ядерщик стал членом Академии наук СССР.
В 1946 году под руководством Курчатова создали первый в Европе атомный реактор, три года спустя была готова первая советская атомная бомба. Результаты ее испытаний на полигоне в Казахстане привели в восторг высшее советское руководство. Курчатов сразу стал Героем Соцтруда и лауреатом Сталинской премии первой степени. В награду ему также выдали 500 тысяч рублей, автомобиль и особняк в Крыму. По примеру Иоффе Курчатова стали называть «отцом советской атомной бомбы».
В 1953 году под руководством Игоря Курчатова произошел запуск первой водородной бомбы. Позже коллектив Курчатова разработал знаменитую «царь-бомбу» — термоядерную бомбу АН602.
При этом Курчатов призывал использовать атом только в мирных целях — как источник энергии, способный изменить жизнь людей к лучшему. С середины 1950-х он даже возглавил разработку программы развития атомной энергетики в СССР, которая подразумевала использование такой энергии в хозяйственных целях. Под научным руководством Курчатова были созданы первый советский атомный реактор в Обнинске и первый в мире атомный ледокол.
Известный на весь мир ученый умер в 1960 году во время прогулки по подмосковному санаторию «Барвиха». Урну с его прахом поместили в Кремлевской стене на Красной площади.
Памятники Курчатову установлены во многих городах страны. Его именем названы не только улицы и районы (в том числе в Перми), но и два города — в России и Казахстане, а также научно-исследовательский «Курчатовский институт» и Белоярская атомная электростанция. С 2019 года аэропорт в Челябинске тоже носит фамилию Курчатова. Имя Курчатова закрепилось в названии минера курчатовита, подводного хребта в Индийском океане, кратера на Луне и астероида. Высшая награда РАН за работы в области ядерной физики и энергетики — золотая медаль имени Курчатова.
Ранее мы рассказывали, чем прославились другие известные люди, в честь которых названы улицы Перми: Юрш и Фигнер, Карпинский, Барбюс и Успенский, Мильчаков и Хохряков.
При подготовке использованы материалы Российской академии наук, Московского государственного строительного института, Музея гидроэнергетики, госкорпорации «Росатом», РИА Новости, книг «История советского атомного проекта» и «Курчатов» Петра Асташенкова, а также книги Виктора Семянникова «Микрорайоны Перми» и его газетных публикаций.