Город подробности «Человек находил несостыковки, но всё равно поддался влиянию». 8 схем, как сегодня мошенники разводят пермяков на деньги

«Человек находил несостыковки, но всё равно поддался влиянию». 8 схем, как сегодня мошенники разводят пермяков на деньги

Говорят, звонки из колоний ушли в прошлое, на сцене сегодня профессионалы своего дела

Пермяков обманули больше 11 тысяч раз на сумму больше 2,5 миллиарда рублей

Придется постараться, чтобы найти человека, которому ни разу не звонили мошенники, представляющиеся сотрудниками Центробанка, СК или ФСБ. Их обман со временем становится всё более и более изощренным. На уловки попадаются даже те, кто думал, что их не провести. О реальных примерах из жизни пермяков, а также о данных статистики рассказали представители Министерства территориальной безопасности, Центробанка, МВД России, ПАО Сбербанк и банка ВТБ на пресс-конференции по профилактике кибермошенничества. Рассказываем подробнее.

Ребенок поиграл и списал с карты мамы 400 тысяч рублей

То, как далеко ушли мошенники в обмане, можно показать на конкретном примере. Так, заместитель управляющего, руководитель пермского отделения Сбербанка Илья Васильков рассказал, что мошенники похитили около 400 тысяч рублей у пермячки через ребенка. Девочка, учащаяся начальной школы, подписалась на телеграм-канал, ссылка на который попалась в рекламе. В канале было 35 тысяч подписчиков. Всё было написано на понятном детям языке и сопровождалось изображениями любимых героев. Обман был замаскирован под игру с несложными заданиями.

Вот так выглядели сообщения в телеграм-канале, на который подписалась девочка. При этом у канала больше 35 тысяч подписчиков

— В какой-то момент ребенку предлагают получить робаксы — это такая виртуальная валюта из игры. Для этого нужно просто написать свое имя и возраст. Далее следующее задание — для определения количества робаксов нужно отправить фотографию банковской карты родителей с двух сторон. И следующее — ввести данные из СМС, поступившего на телефон родителя, — рассказал о произошедшем Илья Васильков. — Финал этой истории — это перехват мошенниками управления банковской картой и продуктами, хищение денежных средств с карты мамы.

Обратите внимание на оформление канала и фото популярных детских кумиров

Сотрудник банка отмечает: ребенок в силу возраста не понимает, что именно происходит. О предотвращении таких ситуаций нужно подумать прежде всего родителям.


— Данные по карте, как ваш паспорт — это ваша личная информация. СМС-пароль — это как ваша подпись, аккуратнее с ним, — призывает представитель банка.

Как рассказали на конференции, банки сейчас создают антифрод-системы, которые блокируют вызывающие подозрения операции и замораживают счет. После этого с клиентом связываются сотрудники банка и в процессе общения убеждают пользователей не совершать сомнительную операцию. При этом зачастую простого телефонного разговора, чтобы разубедить жертву мошенников, бывает недостаточно.

Научный сотрудник задавал вопросы, находил несостыковки, но его всё равно обманули

Для выявления нетипичного поведения клиента банка в Сбербанке создали систему «Антитеррор». Искусственный интеллект в реальном времени анализирует финансовые потоки и каналы коммуникации, уведомляет клиента о возможной угрозе и приглашает в офис банка. Эта система только за 3 месяца с начала года выявила 32 прикамца, которые попали под влияние мошенников, и предотвратила ущерб на 5,5 миллиона рублей.

В конце января система выявила странное поведение у 48-летнего прикамца, являющегося научным сотрудником. Он сутки находился под влиянием мошенников и перевел им 150 тысяч рублей.

Подробная информация об обмане 48-летнего научного сотрудника на слайде презентации

— Всё началось с сообщения в телеграме. Потом поступали звонки от якобы сотрудников ФСБ, якобы сотрудников Центробанка. Они угрожали клиенту и родственникам, — поделился конкретным примером представитель Сбербанка Илья Васильков. — Самое интересное, что человек находил несостыковки, задавал встречные вопросы, но всё равно поддался влиянию. И 25 января он перевел денежные средства через банкоматы. При последующих попытках перевода искусственный интеллект приостановил его финансовые операции, замаркировал его как клиента, находящегося под воздействием, и отправил к нам в офис. Удалось предотвратить ущерб в 750 тысяч рублей.

Пермячка продала квартиру и неделю убеждала всех, что сама так решила

Также искусственный интеллект выявил и еще один случай нетипичного поведения у пермячки. Женщина чуть не рассталась со своим жильем. Она уже продала квартиру и собиралась передать вырученные деньги аферистам. Система «Антитеррор» выявила нетипичное поведение и деньги у нее на счете заблокировали. Сотрудники банка с трудом отговорили женщину от совершения операции.

— Ежедневно в течение семи дней мы встречались с этой женщиной. На встречах присутствовали ее дети. Она до последнего стояла на своем, что это ее личное дело. Что она хочет продать квартиру, снять все деньги и с наличкой уехать в другую страну, — рассказал представитель Сбербанка Роман Теплоухов. — На седьмой день она все-таки осознала. Показала свой телефон, объяснила, что и как. Мы провели более глубокую работу с агентством недвижимости и смогли отыграть сделку. В общем, женщина осталась при квартире.

Мошенники запугивают жертв и манипулируют их поведением

Как рассказали на конференции, люди, поддавшиеся влиянию мошенников, зачастую упорно доказывают необходимость своих действий, «ведут себя артистично и уверенно, репетируют и продумывают речь». Это происходит из-за того, что мошенники комплексно изучают жертву, анализируют соцсети и доступную информацию, а затем манипулируют поведением.

— Мошенники сейчас очень эрудированные, используют социальную инженерию, то есть совокупность способов и методов психологического воздействия на свою жертву, — рассказал начальник отдела по раскрытию мошенничеств и имущественных преступлений, совершенных с использованием ИТ управления угрозыска МВД России по Пермскому краю Степан Коневцев. — При совершении звонков мошенники создают иллюзию общения потерпевшего с действительным сотрудником банка. Чтобы потерпевший поверил, что это правда, мошенники разыгрывают ситуацию с включением в диалог правоохранительных органов, сотрудников Центрального банка. Они переключают жертву на несколько лиц в разговоре. Всё это происходит очень быстро. У потерпевшего нет возможности подумать, оценить обстановку, перевести дух. Воздействуют на психологию и запугивают: у вас будут похищены деньги, в отношении вас будут возбуждены уголовные дела.

Схемы мошенников

О современных схемах обмана полицейские дополнительно также рассказывают в своем телеграм-канале. Мошенники узнают персональные данные, убеждают продиктовать код из СМС, получают доступ к личным онлайн-кабинетам следующими способами.

Схема 1. Мошенники выдают себя за операторов сотовой связи. Используют фразы: «действие вашей сим-карты заканчивается», «какой у вас оператор связи?», «продиктуйте код из СМС». Затем они получают доступ к личному кабинету оператора связи. Поскольку телефон привязан к множеству сервисов, мошенники получают к ним доступ.

Схема 2. Выдают себя за брокеров. Используют фразы: «откроем брокерский счет для получения прибыли», «оплатите страховой взнос за инвестиции», «продиктуйте свои данные для регистрации в нашей брокерской компании».

Схема 3. Представляются потенциальными работодателями. Типичные фразы: «заполните анкету в ходе нашего онлайн-общения», «укажите данные банковской карты для перечисления будущей зарплаты», «предоставьте персональные данные для бухгалтерии/кадровика».

Схема 4. Совершают звонки или присылают сообщения от знакомых. При этом могут даже подделывать голос. Используют фразы: «я в беде, связи нет, говорить не могу, нужны деньги», «проголосуйте за мою племяшку вот по этой ссылке», «посмотри хороший материал — пройди по ссылке».

Схема 5. Предлагают оплатить услуги по фейковому QR-коду, который направляют не с официального сайта. Якобы для удобства предлагают заплатить «через камеру гаджета».

Схема 6. Звонят и направляют сообщения якобы из банка. Типичные фразы: «на вас кто-то прямо сейчас оформляет кредит», «прямо сейчас у вас списываются деньги», «замечаем в последние дни странные операции по вашей карте», «вам надо опередить мошенников и спрятать свои средства на безопасном счету».

Схема 7. Звонят и направляют сообщения якобы от государственных ведомств. Здесь можно услышать: «вам звонит следователь/дознаватель/судебный пристав/оперативник ФСБ...», «на вас заведено уголовное дело», «продиктуйте ваши данные, я всё проверю».

Схема 8. Звонят через мессенджеры и говорят, что взломали кабинет «Госуслуг». Чтобы обезопасить себя, предлагают предоставить доступ к кабинету «Госуслуг». Затем, используя авторизацию на сервисе, оформляют на потерпевшего кредиты.

За 2023 год мошенники украли у пермяков 2,5 миллиарда рублей

Как пояснил представитель МВД, давно ушли в прошлое мошеннические звонки из колоний. За прошлый год не было зафиксировано ни одного такого звонка из колоний Пермского края. Для борьбы с этим явлением специально выделяли большие федеральные средства. Теперь из-за установки специального оборудования обычной мобильной связью на территории колоний пользоваться не могут.

— Работают большие профессионалы своего дела. Это десятки, сотни человек с сильными вычислительными машинами, с самой передовой техникой, — пояснил Степан Коневцев.

Представитель МВД рассказал, что мошеннические звонки из колоний ушли в прошлое

Как отметил первый заместитель министра территориальной безопасности Альберт Марданов, «многие преступления совершаются с территории недружественных государств, большая часть с Украины».

О том, что за деньгами пермяков и жителей России охотятся профессионалы, можно судить по объемам обмана. Так, по данным МВД Пермского края, в 2023 году количество кибермошеннических краж увеличилось в два раза. Мошенники обманули пермяков 11 004 раза и похитили больше 2,5 миллиарда рублей. По России, по данным Центробанка, мошенники совершили боле 1 миллиона 100 тысяч операций на сумму 15,8 миллиарда рублей. При этом еще 34,8 миллиона попыток на сумму 5,79 триллиона рублей банкам удалось предотвратить.

Мошенники могут склонять к совершению преступлений

Как рассказали на конференции, аферисты могут «глумиться» над своими жертвами и склонять их к совершению правонарушений. Как рассказали в Сбербанке, к тому, чтобы послушать мошенников и сделать то, что они просят, наиболее склонны мужчины в возрасте 45−60 лет и женщины в возрасте 60−75 лет.

Подробнее о склонении мошенниками к правонарушениям рассказал представитель Сбербанка

— Мы зафиксировали три таких случая. Первый случай был в Нытве, когда у мужчины очистили все его счета. Он собрал кредиты в трех или четырех кредитных организациях и эти деньги перевел. Злоумышленники сказали, что смогут ему вернуть деньги, если он приобретет фейерверки, придет в отделение офиса банка и там это подожжет, что мужчина и сделал в одном из городов — спутников Перми. Он зашел в офис банка, поджег фейерверки и стрелял во все стороны из этих пиротехнических изделий, — рассказал на конференции представитель Сбербанка Роман Теплоухов. — Слава богу, не пострадали ни сотрудники офиса, ни клиенты. Пострадало имущество, но физического вреда никому не причинено.

Помимо этого, две жительницы Перми в возрасте около 60 лет также после убеждений мошенников облили сотрудников Сбербанка зеленкой. Одну из них уже привлекли к административной ответственности, в отношении второй идет разбирательство. Также дважды обливали зеленкой и сотрудников банка ВТБ.

Уже после пресс-конференции по кибермошенничеству во время голосования на выборах президента России женщина взорвала петарду в туалете ДК Солдатова в Перми. В здании находилось два избирательных участка. Во время происшествия пострадала сама поджигательница петарды — ей оторвало кисть руки. Как рассказал замминистра внутренних дел России Александр Горовой на заседании Центризбиркома, женщина вела прямую трансляцию по телефону. К этим действиям ее склонили, пообещав закрыть большие долги по жилищно-коммунальному хозяйству.

Вам говорят про деньги? Кладите трубку и проверяйте информацию

Возьмите на заметку и обязательно проинформируйте своих пожилых родственников о следующих правилах:

  • банковскую карту нужно хранить в недоступном для других месте и не передавать ее данные другим. Пин-код храните отдельно от карты и ни в коем случае не пишите его на ней. Установите блокировку на экран телефона, чтобы другие лица не могли получить доступ к онлайн-банкам и сервисам;

  • не переходите по ссылкам от незнакомцев. Не диктуйте коды из СМС незнакомцам. Прекращайте сомнительный телефонный разговор;

  • если вы переживаете за деньги в банке, обратитесь непосредственно в отделение. Если вы переживаете за доступ к «Госуслугам», обратитесь в МФЦ или в официальную службу поддержки для смены пароля;

  • совершайте онлайн-покупки только в проверенных маркетплейсах. Для оплаты используйте отдельную банковскую карту, пополняя ее на сумму покупки;

  • если с вашей карты украли деньги, заблокируйте ее через официальное мобильное приложение или в отделении банка. В течение суток напишите в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Напишите заявление в полицию.

Ранее мы разговаривали с пермским психотерапевтом о том, почему люди слушаются мошенников и идут совершать правонарушения.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем