Участок семьи Хиревич на Шахтерской, 18 и многоквартирный дом на Шахтерской, 22 разделяет забор и пара-тройка метров. Такая близость друг к другу и стала яблоком раздора между пермяками и застройщиком. Многоквартирный дом начали строить в 2023 году, когда в паре шагов от него был деревянный сарай семьи. Хиревичи решили, что нужно возвести вместо него крепкую кирпичную кладовку. Сейчас обе стороны считают, что оппоненты действовали с нарушениями, а застройщик вышел в суд с иском, чтобы признать хозпостройку на их территории самовольной.
Собственница участка на Шахтерской, 18 Татьяна Хиревич давно понимала — однажды территории по соседству начнут застраивать. Однако уезжать со своих площадей не собиралась при любом положении дел. Потому что жить в своем доме в черте города — это очень удобно.
Однако сам процесс стройки и текущие споры со строителями ЖК «Стаханов» все же смогли лишить семью покоя.
— Мы застали ситуацию во время строительства: стоял сотрудник «Канты» и, предположительно, покупатель, которому застройщик сказал: «Не переживайте, мы все сарайки снесем, а у вас будет полигон для чибонов». Вот так цинично и бесцеремонно. Если они хотя бы один окурок скинули, у нас бы сарай сгорел, — рассказала 59.RU Татьяна Хиревич. — Поэтому на его месте мы решили сделать каменную постройку побольше, чтобы вся техника туда уместилась. На консультации в МЧС рекомендовали деревянные перекрытия крыши нового здания обработать противопожарным раствором. Помимо этого, во время стройки на нас летела вся грязь — сеткой место стройки они не затянули. Но Стройинспекция сказала, что всё в допустимой норме.
Перестроить здание-кладовку Хиревичи решили в полутора метрах от забора, хотя, с их слов, по градостроительному плану можно было возводить хранилище вплотную. Такое же разрешение было и у «Канты» на возведение ЖК.
В месте, где строится «Стаханов», находится зона жилой застройки средней этажности Ж-3. Татьяна утверждает, что там разрешено ставить дома до четырех этажей.
— У них разрешение на постройку четырехэтажного дома, но они подняли фундамент, чтобы нижние окна были на уровне второго этажа. А первый нежилой этаж они назвали цоколем. Дом буквой «Г», и если бы они перевернули его стороной, где нет окон, никто бы никому не мешал. Никто не говорит, что дом здесь не может быть, но надо было сделать комфортно всем, — считает хозяйка.
Со стороны соседство частной постройки и многоквартирного дома действительно выглядит сомнительно: окна соседей из ЖК выходят прямо на бетонную стену здания-кладовки Хиревичей, а семья испытывает дискомфорт от взглядов из окон правее, которые находятся прямо над участком.
Ранее компания предлагала соседям 9 миллионов за их территорию, Хиревич от этого отказалась.
— Когда мы отказались, нам сказали: «Ваша жизнь больше не будет комфортной». Так и получилось. Мы вообще не хотим переезжать, у нас нет финансового интереса. И сносить ничего не хотим. С ноября «Канта» пытается судиться, чтобы признать нашу постройку незаконной и снести. Но мы не нарушали законы, — делится Татьяна. — В начале мая они прислали письмо, где предлагают компенсировать миллион, но уже за одно здание-кладовку, которое прямо напротив их дома. И еще угрожают судом за недобросовестное поведение, якобы потому что моя дочь выставила пост о нашей проблеме.
Бесплатный снос плюс миллион сверху
В распоряжении редакции оказалось письмо от застройщика с обвинением в возведении самовольной постройки и предложением компенсировать ее снос. Показываем, что там, в сокращенном виде: «В период с 25 по 30 августа 2023 года вами начато строительство индивидуального жилого дома. Позднее объект поставлен на государственный кадастровый учет как объект незавершенного строительства с назначением "жилое". На объект недвижимости зарегистрировано право собственности. Ваши действия привели к невозможности использования смежного земельного участка, находящегося в залоге у участников долевого строительства. Ваши действия направлены на препятствие застройщику во вводе в эксплуатацию многоквартирного дома, о чём вы сообщили в социальных сетях. Настоящим сообщаем, что неустойка за нарушение сроков передачи объекта участникам долевого строительства за один день составит 146 672 рубля. Таким образом, в случае признания вашей постройки самовольной все убытки, которые понесет застройщик, будут на вас. В целях урегулирования судебного спора предлагаем компенсацию за возведенную самовольную постройку в размере миллиона рублей и демонтаж нашими силами в течение двух дней с момента оплаты компенсации. Дополнительно сообщаем, что ООО "СЗ „Канта“" получен ряд документов, подтверждающих ваше недобросовестное поведение».
Компания установила срок реакции на их письмо — два дня. Татьяна ответила отказом, потому что убеждена в своей правоте. В подтверждение своих слов пермячка поделилась ответом Стройинспекции, который они прислали застройщику еще до обращения в суд.
В письме «Канте» специалисты инспекции указали, что факт угрозы «охраняемым законом ценностям» при строительстве частной постройки на Шахтерской, 18 не установлен. Также отметили, что зона Ж-3 подходит и для ИЖС, причем «минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий строений установлен в 0 метров», поэтому требования к отступам отсутствуют. Инспекция уточнила, что возведение объекта ИЖС без разрешения на строительство либо до уведомления о планируемой стройке — не признак самовольной постройки.
Еще ближе к новому ЖК находится деревянная баня соседа семьи Хиревич, он также писал в Стройнадзор, обеспокоенный возросшим риском пожара на его участке. В ответ компании вынесли предостережение, потому что их дом отделяют от бани всего 2,6 метра, а это нарушение требований к пожарной безопасности. После этого «Канта» поставила пожаростойкий забор со стороны, где находится баня соседа.
— Мы понимали, что будет дом, но это можно было бы сделать каким-то человеческим образом. Сейчас мы просто хотим, чтобы нас оставили в покое. Нам ничего не надо, это они подали иск, — говорит Татьяна.
Позиция застройщика: «Мы должны защитить интересы дольщиков»
«Канта групп» объяснила 59.RU свои претензии к хозпостройке на Шахтерской, 18. Также застройщик рассказал, что, по мнению компании, привело к «невозможности использования дома на Шахтерской, 22» — так было указано в письме.
— Разрешение на строительство многоквартирного дома получено раньше начала строительства постройки. При ее строительстве нарушили противопожарные разрывы, что привело к нарушению прав неограниченного круга лиц — дольщиков. До момента ввода дома в эксплуатацию мы как застройщик должны предпринимать все законные действия для защиты интересов своих жильцов, — рассказали 59.RU в «Канта групп».
В компании заявили, что не полагаются на Стройинспекцию, которая не увидела признаков самовольной постройки на территории Хиревичей. Поэтому компания продолжает судиться, ведь только суд вправе дать такой статус объекту.
Что касается публикаций дочери собственницы дома, которая рассказала о ситуации на своей странице во «ВКонтакте», — застройщика зацепила фраза «делаем всё, чтобы оттянуть срок ввода в эксплуатацию».
Заявление Татьяны о том, что дом пятиэтажный, хотя в зоне Ж-3 разрешены максимум четыре этажа, компания опровергает. В ответе 59.RU заявили, что проект прошел проверку, потому что нормы были соблюдены.
— Житель дома по улице Лизы Чайкиной (сосед Хиревич, писавший заявление. — Прим. ред.) зарегистрировал баню в охранной зоне газопровода в 2024 году, после начала строительства объекта на Шахтерской, 22. Это является грубейшим нарушением правил противопожарной безопасности. В связи с этим застройщик был вынужден внести изменения в противопожарный раздел для обеспечения безопасности жильцов.
Также дележка земли происходит в микрорайоне Данилиха. Председатели ТСЖ ЖК «Цветы Прикамья» утверждают, что при проектировании школы власти не позаботились об организации проездов к ней и сейчас хотят проложить их на месте детских площадок и парковок, либо пустить автомобильный трафик прямо по дворам. Мы попытались разобраться в проблеме.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.