В 2019 году на железной дороге погиб 22-летний военнослужащий из Чернушки. Родители добивались возбуждения уголовного дела по статье «Доведение до суицида». Трижды им отказали. К Минобороны мать и отец погибшего солдата Николая подали два иска суммой шесть миллионов рублей. Чернушинский суд постановил взыскать в пользу родителей солдата два миллиона. 30 января этого года решение устояло в апелляционном суде. Минобороны не согласилось с таким вердиктом и обратилось в Седьмой кассационный суд.
Николая усыновили, когда он был еще маленьким. Его приемная мать Людмила рассказывала 59.RU, что Николай поступил на лечебный факультет, но со второго курса решил пойти в армию. С 21 июня 2019 года Николай начал службу в Туле в военной части № 33842 оператором противотанкового взвода. Его взяли в воздушно-десантные войска. «Строил планы, верил, что служба — это перспективно. Очень боялся испортить себе репутацию военнослужащего», — рассказывала о нем мама.
Николай поступил на контрактную службу в августе 2019 года. Последний раз с матерью он разговаривал 8 октября 2019 года — на следующий день он погиб под поездом. В тот день матери Николай звонил с чужого номера телефона и попросил денег на теплые вещи и белые перчатки — женщина отмечает, что так он делал и ранее, но звонил со своего телефона и просил небольшие суммы.
— С этого незнакомого номера в тот день он мне позвонил четыре раза, — рассказывала Людмила. — Всё уточнял, перевела ли я деньги.
9 октября женщина узнала о гибели сына на железной дороге. Возбудили уголовное дело по статье «Доведение до суицида», но вскоре его прекратили «за отсутствием состава преступления». В материалах уголовного дела было указано следующее: в тот день был дневальным, «самовольно покинул военную часть, еще находясь в наряде» и сам дошел до железнодорожного перегона. Также приводятся показания матери Людмилы. Из них следует, что с 30 сентября она стала перечислять на банковские карты сослуживцев сына деньги. Сын объяснял это тем, что срок действия его банковской карты закончился. Эти переводы она делала почти каждый день.
В ходе предварительного следствия фактов угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства со стороны военнослужащих не выявили.
Как рассказала 59.RU Людмила, она с супругом подавала к Минобороны гражданский иск на сумму шесть миллионов рублей. Суд (в том числе и на стадии апелляции) постановил взыскать в пользу родителей солдата два миллиона рублей. Минобороны обжаловало это решение и обратилось в Седьмой кассационный суд Челябинска. Туда дело поступило в мае этого года. Как следует из карточки дела на сайте Седьмого кассационного суда, заседание назначено на 11 июля.
Людмила признается, что судебный процесс вымотал семью: ее супруг перенес инсульт, она тоже — в легкой форме. По словам женщины, она никогда не скрывала, что Николай — ее приемный сын, но следователь, узнав это, высказал неожиданное обвинение.
— Также на стадии следствия нам заявили, узнав об усыновлении Коли, что мы чуть ли не торговали детьми, — рассказала 59.RU собеседница. — Я пыталась поговорить с сослуживцами Коли о том, что же случилось на самом деле, но они меня заблокировали после звонков.
Также женщина призналась, что даже не знала об обращении Минобороны в Кассационный суд.
Ранее мы писали, что в Нытве похоронили 19-летнего Александра Русакова. Он был срочником, прошлой осенью ушел служить в армию, а весной оказался на границе с Украиной, где погиб, когда делал свою работу. Мы поговорили с его мамой и друзьями.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.