Идешь по пермской набережной — тут скрипач, тут баянист, тут на колокольчиках играют. И невозможно не заметить и парня с необычным инструментом — волынкой. Зовут музыканта Игорь Вольмонд, ему 32 года и уже несколько лет с приходом лета он выходит на одно и то же место и играет на своей волынке. Мы поговорили с Игорем, чтобы узнать о нем побольше.
Со звучанием волынки Игорь познакомился еще в детстве, но не помнит как: где-то услышал игру, и ему настолько понравился инструмент, что он загорелся идеей научиться на нем играть. Но получилось это далеко не сразу: волынка — инструмент, который нужно делать на заказ, а это достаточно дорого.
— Это можно сравнить, наверно, с первой любовью. То есть: увидел, влюбился, всё! — рассказывает Игорь. — Но изготовление инструментов — это всё сложно и дорого, а будучи школьником или студентом, сложно позволить себе такой инструмент. Тем более когда не знаешь вообще, справишься с ним или нет. Это же не гитара: за ней пришел в любой музыкальный магазин — посмотрел, потрогал, поиграл и решил, твое или не твое.
Профессионально играет на волынке Игорь, можно сказать, относительно недавно — чуть больше пяти лет.
На вопрос нашей корреспондентки о том, интересуется ли волынщик шотландской культурой, Игорь отметил: волынка — не исконно шотландский инструмент. Как объясняет мужчина, этот инструмент находили и в Германии, и в Испании, и даже в Белоруссии и России, просто шотландцы очень хорошо рекламируют волынку как свой народный инструмент. Он приводит в пример то, что «волынка» — слово с русскими корнями, а в самой Шотландии ее называют bagpipe, то есть «сумка с дудкой». В Германии — это dudelsack, а на испанском — gaita. По аналогии с той же гитарой во многих странах она имеет созвучное название.
Волынка в руках Игоря на фото — доработанный вариант средневековой ярмарочной с баритоновым звучанием, то есть более низким, чем обычно. Игорь еще и мультиинструменталист: он играет не только на волынке, но и на колесной лире и ирландском бузуки. Свой интерес к таким неклассическим инструментам мужчина объясняет тем, что классические ему просто в какой-то момент наскучили.
На подходе к набережной Игорь выступает уже шестой год, и место он это выбрал неслучайно: волынка — очень чувствительный к влаге инструмент. Конкретно в этом месте влажность от Камы поднимается не так быстро и не так сильно ощутим ветер, который может помешать игре или заглушить звук. Да и проходимость здесь, конечно, большая. В своих выступлениях мужчина совмещает и желание поиграть людям, и возможность немного подзаработать, ведь, отмечает Игорь, музыка в наше время — дорогое удовольствие.
Однако сумму, которую он может заработать за день, Игорь назвать отказался.
— Это то же самое, что спросить таксиста, сколько он зарабатывает в смену. Он может заработать ноль, а может пару тысяч, — рассуждает музыкант. — Уличные музыканты не любят говорить о том, сколько зарабатывают: ты скажешь людям, что много зарабатываешь, — всё, деньги иссякли, а скажешь, что мало, — в ответ назовут попрошайкой. Сколько-то зарабатываем.
Игорь говорит, что реакция людей на него делится на два типа: спрашивают, что это за инструмент, на котором он играет, либо удивляются: «Это что, настоящая волынка?!» Мужчина думает, что пермяков цепляет необычность инструмента для наших краев. Но не раз до Игоря доходили комментарии о том, что он якобы играет всегда одно и то же. Музыкант объясняет: волынка — народный инструмент и у него не такое уж большое разнообразие тональностей, так что не всю музыку можно под него адаптировать. Да и звучать для незнакомых с волынкой людей всё будет похоже.
Музыкант также выступает и на заказ. Делится, что люди часто подходят и спрашивают, сможет ли он сыграть на их мероприятии: свадьбах, корпоративах и даже похоронах.
Игорь оформил себя, как самозанятого, но «классической» работы у него нет.
— Пробовал-пробовал, всё не то. Беда современности — чтобы быть успешным музыкантом, ты должен не только уметь играть на инструменте, но и разбираться в маркетинге, пиаре, SMM, вести соцсети, разбираться в звукоинженерии и так далее, и тому подобное, — рассуждает музыкант. — Если хочешь как-то продвигаться, то на остальное просто не остается времени. Если уходишь на какую-то постоянную работу, в тот же офис с десяти до шести, у тебя свободного времени вот немножко вечером. А там уже и не поиграть на инструментах, потому что тихий час с десяти. И приходится искать какой-то баланс, пробовать другие работы. Сложно.
Игорь отмечает, что знает много музыкантов, которые совмещают обычную работу с музыкальной карьерой, но он считает, что они часто очень быстро выгорают. Для себя мужчина такого не хочет.
У Игоря есть фолк-рок группа Vinum Unicornis, он ее основатель и лидер. С латыни их название переводится как «вино единорога» — это реальный термин, который издавна используют виноделы для обозначения очень редких сортов вин. Встретить такое вино в продаже сродни шансу встретить единорога в лесу. Когда Игорь начал собирать группу, он уже владел игрой на колесной лире, а это, отмечает мужчина, очень редкий инструмент даже среди этномузыкантов — из этих обстоятельств и возникло название.
Сначала музыканты взяли вектор на исполнение средневековой музыки, но потом решили осовременить звучание народных песен. Добавили электро и бас-гитару и заменили перкуссию на барабанную установку.
— Сделали так, чтобы быть поближе к современности, привычней звучать для современных людей, — объясняет Игорь.
А вот свою личную жизнь Игорь предпочел оставить в секрете.
— Как музыкант, я обычно об этом не распространяюсь, — говорит он. — Личное предпочитаю оставлять личным.
Ранее мы рассказывали о том, что музыкант из Перми и лидер группы OQJAV Вадик Королев женится на актрисе Лизе Янковской — они играли пару в фильме «Фрау» (18+).
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.