Город Археологи узнали, как питались древние пермяки

Археологи узнали, как питались древние пермяки

Ученые установили, что жители Прикамья стали земледельцами на сотни лет раньше, чем считалось до этого

Ученые ПГНИУ обследовали почву 10 поселений

Пермские ученые провели масштабное исследование, чтобы узнать, когда в Прикамье появилось земледелие и чем питались наши предки. Результаты экспедиции удивили.

Как рассказали в пресс-службе ПГНИУ, археологи, биологи, экологи Пермского университета, а также их научные коллеги из Германии и Нидерландов установили, что древние жители Прикамья начали заниматься земледелием на сотни лет раньше, чем считалось до этих пор. Ученые изучили образцы пыльцы, семян, плодов и других растительных ископаемых методом палеоботаники.

В ПГНИУ подчеркнули, что подобные исследования стали одними из первых на Урале. Предполагалось, что земледелие в Прикамье зародилось в период раннего средневековья (с V по XI век нашей эры).

Пермские ученые опровергли это предположение. Они взяли из десяти поселений пробы почвы (более 400 литров) на макроостатки растений. Потом извлекли из почвы растительные остатки и идентифицировали их под микроскопом. Также исследовали полученные из культурных слоев археологических памятников семена и плоды, споры, сохранившиеся части растений с поверхностей керамики и каменных орудий.

Результаты археоботаники показали, что земледелие существовало уже в V–IV веках до нашей эры и распространилось в мулянском междуречье.

— Долгое время в научной среде превалировало мнение, что в лесной зоне в эпоху раннего железного века земледелие было совсем незначительным либо отсутствовало вовсе, — отметила соавтор исследования Елизавета Орлова. — Наша исследовательская команда опровергла эту идею, выяснив, что земледелие уже существовало в V веке до нашей эры и играло второстепенную роль в производящем хозяйстве у местного населения Прикамья.

По словам Елизаветы Орловой, основными выращиваемыми видами на тот период являлись пшеница и ячмень, которые употреблялись в пищу, также в рацион питания древнего человека входили плодовые растения — малина, бузина и земляника.

Исследовали вот эти образцы почвы и остатков растений

Земледельческие работы велись на небольших открытых участках террас, недалеко от водоемов. В качестве орудий обработки земли применялись костяные и железные мотыги.

Самым распространенным посевным видом была пшеница двузернянка, второй по популярности вид зерновых — ячмень обыкновенный. Эти растения могут вызревать на бедных почвах и за короткое время.

Исследование пермских ученых ПГНИУ было опубликовано в международном журнале Quaternary Science Reviews.

Ранее мы писали, что пермские ученые придумали, как получать эфирное масло из борщевика.