Международный Дягилевский фестиваль открылся 14 июня мировой премьерой оратории «Жанна на костре». Зал театра с трудом вместил всех желающих, приехавших из разных городов и стран, чтобы услышать и увидеть спектакль, над которым работала творческая международная команда.
На площади перед театром волнение. Публика интересуется, нет ли лишнего билетика. Но билеты на открытие были разобраны уже в первые дни продаж.
К театру спешили дамы в светских нарядах и экстравагантных костюмах, за ними едва поспевали их спутники в строгих костюмах. Образы некоторых кавалеров дополняли бабочки и шейные платки.
Неожиданно пошел дождь, и многие гости фестиваля, поджидавшие спутников на площади, поспешили в палатку фестивального клуба. Здесь они могли продолжить беседу, попробовать горячий кофе и заглянуть на дискуссии клуба.
В фойе театра было тесно. Вечерние туалеты и запахи дорого парфюма, веера, программки, шампанское и буше в театральном буфете создавали предпремьерную атмосферу. Среди зрителей можно было увидеть музыкантов, художников, творческую интеллигенцию, культурных обозревателей, блогеров и актеров. На втором этаже хористы, одетые в черное, что должно было сделать их невидимыми в зрительном зале, взволнованно ожидали третьего звонка.
В первый вечер фестиваля зрители увидели мировую премьеру оратории «Жанна на костре». Она была написана в 1938 году композитором Артюром Онеггерой и поэтом Полем Клоделем и посвящена деве-освободительнице Орлеана Жанне д’Арк. Во время спектакля хор располагался на верхних ярусах с двух сторон зала. Зритель оказывался в эпицентре хорового звучания, словно в живом музыкальном организме.
На сцене разворачивался пластический спектакль. Он неожиданно начался со сцены, в которой зрители увидели школьный класс предвоенного времени. Детей в этой сцене сыграли пермские школьники. Все последующее действие разворачивается именно в школьном кабинете, который трансформируется в пространства вне времени и конкретики. Главные роли исполнили французские актеры.
Роли Жанны д’Арк и ее брата сыграли известные французские артисты кино и театра Одри Бонне и Дени Лаван. Режиссер спектакля — один из лидеров европейского театрального авангарда Ромео Кастеллуччи, за дирижерским пультом в этот вечер творил музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис.
Спектакль пермская публика оценила овациями — зал стоял. Пермяки не хотели расставаться с артистами и вызывали их на сцену вновь и вновь. После спектакля состоялось оживленное обсуждение премьеры в фестивальном клубе.
На фестивале зрителей ждет еще немало новых спектаклей, концертов, дискуссий. Работает детская продленка и открыты мастер-классы. 59.ru рассказывал о подробной программе фестиваля.
Фото: Василий Вахрин