Обряд Быкобой, который проводят в селе Большая Коча, — древний. Организаторы мероприятия говорят, что проводят его во времена нестабильности. По сути, это жертвоприношение — быка ведут на реку, перерезают ему горло, а в крови, стекающей в реку, купаются присутствовавшие на обряде. Мясо варят и едят. Не проводилось такое в Прикамье всего девять лет. Но в этом году в селе Большая Коча день Фрола и Лавра — 31 августа — отметят традиционным обрядом Быкобоя, сообщают «ПармаНовости».
— В давние времена обряд приводился каждый год. Мы не проводили его девять лет, но жители села каждый год самостоятельно отмечают праздник Проллавер — день Фрола и Лавра — режут то барана, то петуха, — рассказывает 59.ru организатор мероприятия, местный житель Василий Гагарин. — Если есть деньги, режут и быка. Проводят обряд во времена кризиса и нестабильности. На самом деле, это обычный обряд для жителей села.
Официально мероприятие называется «Проллавер», межмуниципальный фестиваль коми-пермяцкой обрядовой культуры (День святых Флора и Лавра). Именно так он записан в программе «59 фестивалей 59-го региона». Соответственно, его финансирует Министерство культуры. Правда, информации о жертвоприношении на фестивале в программе на сайте Минкульта нет.
— Для обряда нужен годовалый бычок. Окрас не имеет значения, — говорит Василий Гагарин. — После заклания быка люди обмывают лицо и больные места водой из реки Онолва, многие заходят в воду по колени. Вода считается целебной. Но пить ее нельзя. Мясо варят — так как оно жертвенное, без соли и специй. Готовое мясо раздают людям. Часть нужно съесть на берегу, при этом мысленно попросить помощи и защиты предков. Часть относят домой и обычно сушат и сохраняют до Семика или родительской субботы, чтобы принести на могилы предков.
Кстати, бычка, которого будут убивать, благословляет «знающий» (тот, кто знает заговоры, ход обрядов и прочее. — Прим. ред.) или… православный священник! Например, именно православный батюшка благословлял бычка в 2009 году, когда обряд проводили здесь в последний раз. А до революции часть мяса, головы и копыта быков даже отдавали в часовню. Но при этом помощи участники обряда просят у бога Ены из коми-мифологии. По легенде, именно он спас жителей Кочи, когда их земля стала неплодородной и с нее ушли звери. Люди молились Ене, и он их услышал — на берег вышел белый олень. Он-то и стал первой жертвой, на мясе которой местные пережили зиму. После его заменил бычок.
— Северные народы коми были крещены сравнительно недавно. Всего триста лет назад, — поясняет Гагарин. — Они ставили знак равенства между богом Еной и Христом, когда молились. И даже нательный крест они называли «терна» — это знак бога Ены.
Включение мероприятия в программу «59 фестивалей 59-го региона» нам прокомментировала куратор проекта, подконтрольного Минкульту. По словам Юлии Касаткиной, ответственной за эту программу, они знали о том, что на фестивале проведут такой обряд. Но включили его в программу с одним условием: проводить его как День села, а Быкобой особо не афишировать. Акцент в программе просили сделать на праздничной программе, ярмарке, выставке декоративно-прикладного искусства, конкурсах.
При этом покупку быка Минкульт финансировать не собирается. Здесь ждут смету. Если в ней будет бык, ее будут корректировать.
Пермская зоозащитница Галина Море, к которой мы обратились за комментарием, назвала обряд «кошмаром». Она собирается посетить мероприятие и раздавать на нем листовки, а также призывать людей не участвовать в обряде.
— Мы считаем, что Пермский край — один из самых гуманных по отношению к животным. И мы, как те, кто каждый день спасает животных, категорически против таких развлечений, — сообщила 59.ru Галина. — Мы планируем подать жалобу на жестокое обращение с животными в администрацию района и написать письмо о недопустимости проведения такого мероприятия.
Село Большая Коча имеет полное право называться центром обрядовой культуры коми-пермяцкого народа. Оно известно по всей России своими традициям, обрядами, сохранившейся самобытной культурой. С проникновением христианства обряд Быкобой был приурочен ко дню святых, покровителей домашних животных Флора и Лавра (18 августа по старому, а 31 — по новому стилю). В 1914 году Быкобой запретили власти. В 1993 обряд возродили.