Пермячка Люба Аликина взяла и круто изменила свою жизнь: оставила работу журналиста, собственный бар и отправилась в плавание. На то, чтобы принять такое решение, ей понадобилось всего 11 дней — именно столько длился круиз из Перми до Нижнего Новгорода, который окончательно влюбил девушку в корабли. Теперь Люба рулит — управляет пассажирским трехпалубным теплоходом и мечтает стать настоящим штурманом.
Любовь выросла в семье, где многие были связаны с судоходством. На теплоходе работали её папа, бабушка и дедушка. Они часто брали Любу с собой в круизы.
— Мне нравилось. Я тогда даже говорила, что вырасту и пойду работать на теплоход, — рассказывает Люба.
Последнее детское плавание состоялось, когда ей было 11 лет. После этого был длинный перерыв. Только в 29 Люба вновь отправилась в круиз.
— Сначала я купила путевку до Чайковского. Когда снова увидела прекрасные прибрежные пейзажи, закаты над рекой, поняла — хочу еще, — говорит пермячка. — Вскоре после этого отправилась в Нижний Новгород. Это был более длинный, 11-дневный рейс.
По словам Любы, у длинных круизов — особая атмосфера. В них человек забывает о своих проблемах, созерцает природу, погружается в умиротворенное состояние и вместе с тем получает новые впечатления, ведь почти каждый день судно пристает в новом городе.
— Мне было настолько хорошо, что захотелось остаться. Поэтому я решила попробовать устроиться на теплоход, — говорит Любовь. — Поспрашивала у сотрудников, не нужны ли им работники. Мне сказали, что не хватает официанток. После этого я позвонила в офис и предложила им взять меня на работу. Там ответили — выходите хоть завтра.
После возвращения из круиза Люба пробыла на суше меньше двух суток. Потом снова пришла на теплоход (это было судно «Урал»). На этот раз — в качестве сотрудницы.
— Родные мое решение работать на теплоходе восприняли нормально, все-таки у нас половина семьи связана с судоходством, — говорит девушка. — Работа официантки оказалось ужасной. Нужно было встать рано утром, подготовить все к завтраку, накормить первую смену, убрать, снова накрыть, накормить вторую смену, опять убрать — и так весь день. В таком режиме я проработала около месяца.
Но ни первый трудный опыт, ни проблемы с выплатой зарплаты на «Урале» не отпугнули девушку. Она решила продолжить работать на теплоходе, но — в другой роли. Окончив курсы, она устроилась рулевой на теплоход «Козьма Минин».
Работа началась в апреле. До начала навигации Люба вместе с другими членами команды должна была подготовить судно к навигации. В обязанности девушки входило снятие чехлов с прожекторов, локаторов и прочих судовых приборов, окрашивание самых разных поверхностей.
— Я за всю жизнь не красила столько, сколько этой весной! Если когда-нибудь останусь без работы — смогу устроиться маляром, — шутит пермячка.
Когда все было готово, теплоход «Козьма Минин» начал выходить в рейсы, а Люба — управлять им.
— Огромный штурвал на теплоходе есть, но им, как правило, пользуются только когда возникают проблемы с автоматизированным управлением, — объясняет героиня. — На «Козьме Минине» автоматизированное управление — это две кнопки. Если нажимаешь на правую — теплоход, поворачивает направо, на левую — налево.
По описанию работа рулевого кажется простой, но на самом деле в ней есть свои сложности. Новичку в первое время может быть трудно ощутить габариты судна и правильно рассчитать, сколько усилий нужно приложить для поворота на нужный градус. Научиться всему этому Любе помогали ее коллеги — капитан и штурман.
Кроме того, от рулевого зависит, сядет ли судно на мель или благополучно продолжит путь. Поэтому такому сотруднику всегда нужно быть внимательным и хорошо высыпаться. Чтобы рулевые не теряли концентрации, им разрешено работать восемь часов в день — в две смены по четыре часа. Люба работала с полудня до 16:00 и с полуночи до 4:00. В остальное время на вахте находились двое других рулевых.
Помимо управления судном, у рулевых есть другие обязанности. Так, они должны следить за порядком в рубке и выполнять мелкие ремонты на теплоходе.
— Серьезные ремонты я не делала, но, к примеру, приколотить плинтус в каюте могла, — говорит Люба. — Правда, это длилось недолго. Туристы стали говорить: «Что у вас, мужики кончились?» После этого обязанности решили разделить: мужчин-рулевых сделали ответственными за ремонт, а меня — за порядок в рубке.
Во время стоянок Люба и со штурманом должны стоять у трапа и пускать на теплоход только своих туристов. Чтобы людей было легко узнать, им заранее выдавали специальные талончики. Пропускать чужих нельзя в целях безопасности.
Работа рулевого очень ответственная. От него, во многом, зависит не только судьба теплохода, но и безопасность пассажиров. В случае шлюпочной тревоги (при ней все люди должны покинуть теплоход) Люба должна побежать к шлюпкам, спустить одну из них на воду, принять на борт пассажиров и грести к берегу, то есть — спасать людей. Определенные обязанности есть и в случае других видов тревог.
После окончания навигации Любовь и ее коллеги подготовили теплоход к зиме. Люба мыла судно и надевала чехлы на все приборы, которые расчехляла весной. Сейчас все эти работы завершились и девушка вышла в межнавигационный отпуск. Это значит, что она все еще числится рулевой, но не получает зарплату.
— Если бы у меня не было бара, я бы не смогла работать на теплоходе, — признается Люба. — Во-первых, платят там не очень много. Во-вторых, есть межнавигационные отпуска.
Сейчас девушка занимается своим баром, но уже скучает по навигации. Следующей весной она планирует вернуться на теплоход и снова работать рулевым. В будущем Любовь хочет окончить речное училище и стать штурманом. Правда, не уверена, что обучение дастся ей легко.
— Когда я в первый раз приехала на курсы, то перепутала аудитории и случайно попала к штурманам-заочникам. Преподаватель увидел меня и заявил: «Ты зачем сюда пришла? Мы боремся с девушками на флоте», — рассказала Люба. — Этот человек отбил у меня желание учиться в Перми. Но, к счастью, получить речное образование можно и в других городах. Например, в Нижнем Новгороде. Считается, что качество образования там лучше. Все мои родственники учились там.
Ранее мы рассказывали о молодом человеке, который работал на заводе, а потом стал наращивать девушкам ресницы.