Районная больница в Добрянке незаметно превратилась в ночлежку и центр социальной реабилитации для бомжей. Об этом стало известно после того, как в стационаре скончался очередной бродяга. Местные врачи утверждают, кроме них заниматься этими людьми некому. Эксперты подтверждают слова медиков однако говорят, что лечить пациента доктор обязан в любом случае.
История со смертью произошла в Добрянке 12 октября. Пациент без определенного места жительства и документов был доставлен в местный стационар на скорой помощи, сообщает газета «Зори Плюс». Мужчина практически не реагировал на внешние раздражители и не мог назвать своих личных данных. Запах от пациента исходил, мягко говоря, неприятный, по телу ползали многочисленные паразиты. Медики смазали гноящиеся расчесы зеленкой и пока решался вопрос о госпитализации, вывезли больного на каталке ко входу в отделение. Там мужчина уже самостоятельно сполз на асфальт.
«Когда бездомного доставили в приемное отделение, тут же шла выписка новорожденного ребенка, – рассказывает главный врач добрянской районной больницы Григорий Макаров. – Бродягу обработали антисептиками, опрыскали средствами от вшей, надели на голову косынку. Дежурный врач после осмотра пациента принял решение вывезти его на воздух, чтобы родители могли нормально спеленать ребенка и спокойно уйти. Запах в отделении был хуже некуда, к тому же неизвестно какими инфекциями бомж мог наградить новорожденного. С каталки он сполз самостоятельно справил под себя большую и малую нужду, начал ругаться матом. Его занесли обратно в больницу, помыли, побрили, переодели, снова обработали средствами от паразитов. Поместили в инфекционное отделение на дополнительную койку. Врач его осматривал, никакого экстренного состояния у него не обнаружил. Вскоре этот мужчина скончался. По предварительному заключению судебно-медицинской экспертизы смерть наступила вследствие декомпенсации сердечной деятельности. Проще говоря, образ жизни привел к тому, что сердце исчерпало свой ресурс».
По словам главного врача, его сотрудникам приходится ежедневно сталкиваться с подобными ситуациями. В больнице даже есть несколько социальных коек, которые оплачивает муниципальный бюджет. Некоторые пациенты лежат на них по шесть-семь месяцев, при том что показаний для госпитализации у них давно уже нет, но выгнать этих людей на улицу медики не имеют права. Администрация ЦРБ за свой счет выправляет маргиналам новые документы, чтобы передать их в руки соцработников или правоохранительных органов. Однако новые паспорта успешно теряются.
«Соцзщита отказывается оплачивать госпошлину за новые документы для бомжей, у полиции тоже нет оснований ими заниматься, вот они и стекаются к нам, – продолжает руководитель добрянской больницы. – Наши юристы помогают им оформить документы, мы все это оплачиваем, а они тем временем находят здесь собутыльников. Уходят, напиваются, теряют документы и снова возвращаются к нам. Идти им больше некуда, родственникам они не нужны. А здесь их кормят, стирают за ними белье, очень удобно. Раньше эти функции так или иначе выполняли медвытрезвители, теперь их нет, вот и скинули все на рядовых врачей».
При этом с юридической точки зрения медики не обязаны заниматься социальной реабилитацией. Однако по роду деятельности им чаще других приходится сталкиваться с асоциальными элементами.
«По закону врачи обязаны оказывать экстренную помощь всем пациентам, то есть, когда есть угроза жизни, медики обязаны госпитализировать человека независимо от его социального статуса, – говорит директор Пермского медицинского правозащитного центра Евгений Козьминых. – В итоге, это становится головной болью для стационаров. Дело даже не в том, что эти люди грязные, ругаются или неадекватно себя ведут. Проблема в том, что за лечение таких пациентов, у которых чаще всего нет никаких документов, больница не получит оплаты из фонда ОМС. То есть, лечение бездомного осуществляется за счет внутренних ресурсов медучреждения. После устранения жизнеугрожающего состояния, больница не обязана тратить на него свои средства. В тоже время непонятно куда его девать. Ведь стационар это не благотворительная организация, и пребывать в нем бесконечно человек не может. С другой стороны выставить его за дверь рука не поднимается, хотя юридически врачи имеют на это полное право. Поэтому проблема остается нерешенной и чаще всего главврачи просто держат таких больных, пока для этого есть средства».
В свою очередь специалисты терфонда ОМС считают, что многие бомжи имеют медицинскую страховку. Если при поступлении в больницу представитель городского дна не может предъявить медицинский полис, это еще не значит, что у него его нет. Найти этот документ – обязанность врачей.
«Бездомные люди разные, есть люди, которые не имеют регистрации, но у них на руках есть паспорт, – говорит начальник отдела защиты прав граждан в системе ОМС Марина Галышева. – Таким образом, если бездомный является гражданином РФ, но на момент поступления не имеет полиса ОМС, больница не может отказать ему в лечении. Пока ему оказывают помощь, администрация медучреждений может обратиться в страховую организацию и сделать этому больному полис ОМС. Кроме того, человек может быть уже застрахованным и больница обязана идентифицировать его как застрахованное лицо. Даже если у него нет документа удостоверяющего личность, но он может назвать свои фамилию, имя и год рождения, больница должна передать эти сведения нам, а мы уже выясним застрахован он или нет. Так что вариантов помощи бездомным масса и врачи не имеет права отворачиваться от этих людей».
При этом в фонде признают, что есть бомжи, которые не имеют документов и даже не могут вспомнить, как их зовут. В подобных случаях медики обязаны оказать больному экстренную помощь, а затем передать его в руки исполнительных органов, для установления личности. Однако, что это за органы и как должен происходить процесс передачи, нам сказать не смогли. Прояснить этот вопрос мы пытались в городских органах соцзащиты. Узнавали есть ли в Перми центры реабилитации для совершеннолетних бездомных граждан, и всюду натыкались на недоуменные вопросы: «Центры реабилитации для взрослых? Никогда не слышали». Вот и получается, что кроме врачей заниматься этими людьми никто не обязан.