Пермский туберкулезный диспансер совсем скоро должен кардинально преобразиться: пациентов должны разделить, построить комнаты отдыха и новые столовые. Но сейчас больница на шоссе Космонавтов, 160 находится не в самом лучшем состоянии. Мы вместе с общественниками пермского молодежного центра побывали в краевом тубдиспансере и посмотрели на него своими глазами.
«Здесь всё было прокурено»
Первым делом мы отправились в терапевтическое отделение. По словам персонала, самое опасное место в больнице, каждому «посетителю» выдали по две маски.
На втором этаже корпуса располагаются пациенты с туберкулёзом и ВИЧ.
Медсестра уточнила, хотим ли мы действительно зайти посмотреть прямо в палаты. Мы согласились.
— Нас всё устраивает, только вот тараканы! Мы от них так устали, — поделилась пациентка. — За свой счет мы покупаем специальные средства, питаемся мы тут, в палате, потому что столовую закрывают после ужина, там уже находиться нельзя. А вот персонал прекрасный.
Все 80 коек в терапевтическом отделении на момент нашего визита были заняты. Дополнительных коек нет, а если пациентов слишком много, то изначально они поступают в соседний корпус, а только потом уже по направлению поступают сюда. В каждом корпусе лежат больные: с легочным туберкулёзом или с висцеральным, то есть когда поражены все внутренние органы. Есть в больнице пациенты с туберкулёзным менингоэнцефалитом — он лечится плохо, особенно на фоне ВИЧ.
В ближайшее время планируется решить вопрос с комнатой отдыха — её нет на втором этаже, но она есть на третьем, где лежат пациенты с туберкулёзом, но без ВИЧ-инфекций. Людям с разных этажей желательно не пересекаться. Но после ремонта освободится складское помещение и у пациентов появится место для отдыха.
По словам врачей, за тяжелыми пациентами в больнице особый контроль. Их кладут в двухместные палаты. В таком случае у медсестры появляется больше времени заниматься ими.
Ставки в тубдиспансере все заняты. Это касается персонала разных уровней.
— Здесь раньше вот так перегородка стояла — это был блок санузла, здесь всё было абсолютно прокурено, — рассказал 59.ru заведующий отделением Михаил Минеев. — Мы пытаемся с этим бороться. Как только закон вступил в силу, к нам приезжали пожарные, штрафовали за курение, но это было только на улице. После вроде поменьше было. Естественно, курение — это фактор, усугубляющий заболевание, но мы не занимаемся перевоспитанием. Если пациенты нарушают правила — мы их выписываем.
Врачи рассказывают, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2016 году у 800 тысяч из 10 миллионов пациентов курение стало фактором риска, который привел к развитию болезни.
По словам медиков, пациенты до сих пор плохо следят за своим здоровьем — через неделю забывают то, что рекомендовал им врач. Бывает, что больные приходят с теми же вопросами снова, но не лечатся.
По информации главврача Вадима Плотникова, основной контингент больницы — это люди, которые ранее не проходили антиретровирусную терапию, потому у них низкий иммунный статус и они быстрее заболевают туберкулёзом. Некоторые из них заражаются ВИЧ, но не лечатся. Врачи говорят, такие пациенты умирают от туберкулёза в течение трех-шести лет.
При этом общественники говорят, что у пациентов, которые не попадают под «сложную» категорию, к врачам есть вопрос: «Почему им не показывают их историю болезни?»
— На самом деле мы им показываем, что есть история болезни, но в руки не даем, вместе с ними ее смотрим, по истории, по информации мы консультируем, — объяснил заведующий отделением.
«Я думал, жалоб будет больше»
В хирургическом корпусе у пациентов другие вопросы. Например, их смущает, что редко меняют постельное белье, редко — это раз в две недели. Однако медсестры заявили, что это делается по мере загрязнения, бывает, что каждый день.
Здесь, на третьем этаже, лежат больные до и после операций.
— На втором этаже лежат те, кому не положены хирургические вмешательства, потому что уже поздно, — объясняет заведующий отделением Сергей Степанов. — Там только паллиативные больные: мы лечим гнойные процессы, которые требуют вмешательств под местной анестезией, устанавливаем дренажи, делаем пункцию плевральной полости. Всё это не радикальные вмешательства, они просто улучшают качество жизни, поддерживают на должном уровне. А операбельных больных гораздо больше.
Если операция складывается удачно, то больного могут выписать через две-три недели. А вмешательства, которые называются сложными, проводятся очень редко. Например, последняя сложная операция была полтора года назад — это трансперикардиальная окклюзия. Такое вмешательство необходимо тем, у кого возникли осложнения после операции по удалению легкого.
Врачи говорят, что, помимо прививок, от туберкулёза может защитить самая банальная мера.
— Здоровый образ жизни поможет защитить от инфекции человека, который регулярно находится в обществе. Закаливание и спорт — это поддерживает иммунитет, — объясняют врачи.
По словам специалистов, из всего населения потенциально заболевают 10%. Это связано в том числе с питанием и социальным положением конкретного человека.
Часто заболеваемость туберкулёзом сравнивают с эпидемией ВИЧ. Но сразу можно отметить, что ситуация по заболеваемости ВИЧ за год в Пермском крае улучшилась. Приведем статистику причин смерти.
— Смертность от туберкулеза в Прикамье составляет 7 человек на 100 тысяч населения. Раньше было 12–13. Это происходит из-за новых препаратов и новых методик обследования, — пояснили врачи тубдиспансера.
— Состояние центра оставляет желать лучшего. Душевые и санузлы нуждаются в капитальном ремонте, — рассказала о впечатлениях 59.ru специалист Пермского молодежного центра Юлия Богатырёва. — Условий для тяжелобольных и маломобильных групп почти нет, отсутствуют поручни, перила и кнопки вызова персонала. Питание, согласно диете пациентов, умеренное и шестиразовое. Квадратных метров на количество больных не хватает, от этого большое количество больничных коек в палатах.
— Я думал, будет больше жалоб от пациентов, — признался общественникам главврач Вадим Плотников.
«Наша задача — правильно лечить»
Сейчас самое главное для туберкулезного диспансера — это капитальный ремонт во всех зданиях на шоссе Космонавтов. О глобальной реконструкции клиники речи не идет, потому что она входит в инвестиционную программу и для неё нужны бюджетные деньги. По словам Вадима Плотникова, конструкцию существующих зданий менять сложно — построить новые корпуса было бы проще.
— Суханов в сердечный центр заходил в реконструкцию части здания с суммой 18 миллионов, а закончилось суммой в 90 миллионов рублей — это реконструкция, — рассуждает главврач. — Если мы говорим о капремонте, то первым делом необходимо создать приличные условия для нахождения больных, второе — поменять техническую часть: водоснабжение, электроснабжение, канализацию, третье — разделение потоков пациентов. Мы капремонтом достигаем цели реконструкции.
Сейчас условия для пациентов тубдиспансера не самые лучшие. Об этом в первую очередь говорят сами врачи, а не общественники. Часть пациентов больницы давно нуждается в изоляции, но пока что сделать это невозможно.
Кстати, во время ремонта на каждом этаже появится отдельная столовая, чтобы пациенты разных отделений меньше контактировали между собой.
Помимо капремонтов больниц, сейчас в крае проходит масштабное объединение медучреждений одного профиля. В 2019 году четыре детских туберкулезных санатория прикрепят к краевому диспансеру. Это нужно, чтобы экономить бюджетные деньги и чтобы свободные койки не простаивали.
А на территории самого тубдиспансера на шоссе Космонавтов, 160 построят новую поликлинику. Мощность — 500 посещений в смену. В планах — расположить в новом корпусе взрослую и детско-подростковую поликлиники, лабораторию и рентгенологическое отделение. На эти цели выделено 700 миллионов рублей. Проектирование начнется в 2019 году, построить здание должны за 2020–2021 годы.
Недавно пермский тубдиспансер посещал главный фтизиатр Приволжского округа с делегацией. Специалистам не понравился рост туберкулеза с МЛУ (множественной лекарственной устойчивостью. — Прим. авт.) и ШЛУ (широкой лекарственной устойчивостью. — Прим.авт.). Это значит, что появляются пациенты, требующие не типичного, а дорогостоящего лечения.
— Наши задачи: объединить, контролировать, правильно назначать, правильно лечить, а при необходимости госпитализировать в Пермь самых тяжелых пациентов, — объяснил главврач Вадим Плотников. — В крае должны заниматься долечиванием, профилактикой, вторым этапом.
Кроме того, врачи тубдиспансера планируют расширять в очагах болезни круг обследуемых пациентов и лечить латентный туберкулёз — когда человек только инфицирован. Также сейчас отдельные пациенты переводятся исключительно на дневные стационары.
Сейчас для врачей настоящей головной болью стали молодые мамы, которые выступают против прививок. Таких родителей становится с каждым годом всё больше. Это возмущает специалистов, они называют происходящее настоящей бедой.
Врачи утверждают, чтобы начать останавливать развитие ВИЧ нужно, чтобы антиретровирусную терапию получили 60% больных, а чтобы инфекция пошла на спад, терапию должны пройти 80% больных. А пока Пермский край входит в топ-10 регионов по заболеваемости ВИЧ. Первые три места: Кемерово, Иркутск, Новосибирск.
Ранее мы были на рейде в городской клинической больнице № 4.
Нравится нас читать — подписывайся на наш канал в «Яндекс.Дзене». Есть новость — присылай фото и видео на почту Написать письмо или пиши нам в VK.