В палатах психиатрической больницы на Банной горе сложно пройти между кроватями — они стоят практически друг на друге, переполнены и женские, и мужские отделения. На стенах облупившаяся краска и трещины. Такая же ситуация в ванных комнатах. В детском отделении всё лучше, да и отношение медперсонала к пациентам ответственное. На «Банку» мы приехали вместе с общественниками спустя год — в 2018-м здесь тоже проходила проверка. Мы готовы показать и рассказать вам о том, что изменилось, что будет дальше с этой больницей и как изменится психиатрическая служба в крае в ближайшие годы.
За чашкой чая главный врач Николай Потешкин рассказывает о дальнейших планах по усовершенствованию помощи пациентам. Проблемы признает, но считает, что быстро их не решить.
Предыдущий выезд был осенью 2018 года. Тогда в Пермский молодежный центр обратились жители города и пожаловались на условия содержания пациентов и неуважительное отношение со стороны персонала. Общественники проверили несколько отделений психиатрической больницы. Их возмутило состояние закрытого женского отделения. Тогда замглавврача Татьяна Спирина рассказала, что на его ремонт уже выделили и согласовали 280 тысяч рублей, до конца августа администрация должна была найти подрядчика.
Пока в закрытом женском отделении ничего не изменилось, но для его ремонта готовится проектно-сметная документация. В 2020 году задуманное планируют реализовать.
Также год назад готовили проект для строительства нового корпуса на территории Банной горы, но что-то пошло не так.
— Заказчик — управление капитального строительства, мы действительно готовили проект. В итоге подготовили, отдали на госэкспертизу, в процессе экспертизы договор разорвали, — вспоминает главврач. — Сейчас его дорабатывает другая организация, сроки строительства не меняются — начало в 2020 году.
В новом корпусе появятся отделения реанимации и интенсивной терапии. В каждой палате будет не больше четырех коек. Отделение планируют сделать современным — с гардеробной для посетителей, персонала, вещевым складом для пациентов.
Отметим, что площади в корпусе, где сейчас находится реанимация, освободят и на это место перенесут около 30 коек — так получится добиться соответствия санитарным нормам.
— С момента нашего выезда в прошлом году есть незначительные изменения, но по основным проблемам все по-старому, — анализирует председатель ПМЦ Марк Коробов. — Существует острейшая нехватка площадей — койки в палатах стоят впритык, нет места даже для тумбочек, в палатах находится до 33 пациентов, нехватка мебели, а та, что есть, требует обновления. Нехватка мягкого инвентаря, вплоть до того, что некоторые пациенты спят без подушек. Острая нехватка медперсонала — укомплектованность порядка 50%, из-за этого также появляется целый ворох проблем, в том числе отсутствие прогулок у пациентов до нескольких недель. До постройки нового корпуса ещё несколько лет, а люди живут в таких условиях уже сейчас. Со своей стороны мы будем поднимать вопрос перед Минздравом о выделении дополнительного финансирования для решения проблем учреждения. Ведь если вопрос площадей и кадровой обеспеченности не решить по щелчку, то как минимум закупить новую мебель и инвентарь при желании можно очень быстро.
Что касается мягкого инвентаря, то врачи уже заключили договор на поставку 350 новых матрасов, 200 подушек, полотенец, простыней и домашней одежды для взрослых пациентов.
Как отмечает главный врач психиатрического диспансера, часть проблем существует из-за того, что психиатрия финансируется по остаточному принципу. В последние годы приоритеты были отданы поликлиникам и детским отделениям в других больницах.
Из-за этого вопросы решаются медленно.
Минус койки
Чтобы работать без нарушений, один из необходимых шагов — сокращение коек в больничном городке на Банной горе. До 1 октября администрация уже освободила 130 мест.
Практически в каждой палате есть свободные койки, они остались от переведенных пациентов — такую картину мы видим, когда отправляемся на экскурсию по корпусам.
Кровати в этих палатах стоят впритык — при этом по санитарным нормам палаты должны быть четырехместные, а на одну койку должно уходить 6 метров. Сейчас на Банной горе дефицит площадей. Чтобы добиться соответствия нормам, в планах сократить 300 койко-мест до 2022 года.
— Помимо санитарных норм, есть приказы Минздрава РФ, там говорится, что каждое отделение должно быть разбито на две секции, а одноместные и двухместные палаты должны занимать 60% от общего количества. Сейчас у нас в хирургическом корпусе около 80 человек, а можно размещать только 30. У нас в каждом крыле есть по отделению, но когда мы разукрупнимся, один этаж будет занимать одно отделение. Все это делается очень постепенно.
Отметим, что в краевые больницы переводят только тех пациентов, о ком забыли родственники, или тех, кто остался один, а лечение предполагается длительное. С сокращением коек не уволят и персонал.
К слову о медработниках, с ними тоже есть проблемы, но не критические. Сложно заменить ушедших сотрудников.
— Люди не приходят работать сюда — мы далеко, мы не модные, страшные, у нас требуется работать и участвовать в жизни людей, — расстраиваются врачи. — Часто рук не хватает, ведь наши больные требуют непосредственного участия.
Кстати, оставшиеся сотрудники участвуют в жизни своих пациентов не только как медработники, но и как люди, желающие помочь. При выписке зачастую им приходится отдавать пациентам свою верхнюю одежду и давать деньги на дорогу до дома.
Минус госпитализации
Также администрация психиатрической больницы планирует сократить госпитализации за счет повышения амбулаторной активности и стационарозамещающих технологий.
— Стационарозамещающие технологии — это когда кладут больных по показаниям, например при возбуждении, расстроенном сознании, галлюцинациях, но он может лечиться. Из круглосуточного стационара планируется 40% пациентов переводить в дневной. Это можно будет сделать после двухнедельного лечения, когда наладится поведение. Мы хотим добиться, чтобы круглосуточный стационар стал эпизодом в жизни пациента.
Врач рассказал про «правило трети пациентов». Кто-то не выздоравливает, кому-то от лечения становится лучше, а кто-то восстанавливается полностью. Рассказываем на примере прикамской статистики. От всего населения Прикамья 8% психически нездоровы, в больницу из них обращается половина. Из тех, кто пришел к врачу, 41% должны наблюдаться в течение всей жизни, но не обязательно в стационаре, 42% — в течение 10 лет, 17% могут пролечиться и быть свободны. Среднюю длительность нахождения человека в стационаре будут снижать.
Пока мы беседовали с врачами в коридоре, к ним подошли несколько пациентов и спросили: «Когда мы уже выйдем отсюда?» Получится это не у всех. Тем, кто совершил преступление, для возвращения к обычной жизни понадобится не только медосвидетельствование, но и решение суда.
Главврач Николай Потешкин объясняет, что с 2016 года в крае начали лечить 14 тысяч больных вместо привычных 12 тысяч — такой поставили план. Однако, по словам главврача психбольницы, губернатор Максим Решетников поддерживает психиатров и считает, что лечить нужно по потребности.
Вход в систему ОМС
С 1 января 2020 года психиатрическая больница будет финансироваться по системе ОМС. Обычно больницы, занимающиеся ВИЧ, психиатрией, наркологией и другими социально значимыми заболеваниями, финансируются из бюджета — это 20% от всей медицины. 80% финансируется по ОМС.
— Бюджет передаст деньги в ТФОМС. Они занимаются этим под контролем Минздрава, там у них система контроля качества, губернатор считает, что это прозрачное прохождение денег. До этого момента деньги проходили через Минфин и казначейство.
Также в Пермском крае продолжается объединение больниц. Это коснулось и психиатрической службы, это значит, что в Прикамье будет одна психбольница, у которой по краю будет несколько подразделений.
Минус стационар в Александровске
В Александровске, например, будут совсем убирать стационар — рядом есть березниковский, где давно пустуют 30 коек — их будут заполнять «осевшими» больными из Александровска. Могут отправить и тяжелых больных из Перми. Пациентов, которых не выписывают в течение года, около 20% от общего количества.
Плюс новый корпус в Чайковском
В Чайковском есть стационарный комплекс, который находится в 25 километрах от города. В центре Чайковского есть две амбулатории — психиатрическая и наркологическая. Вторая находится в жилом здании, но там она запрещена.
— Есть двухэтажное здание на 1000 кв. м., где первый этаж свободен, а второй хотят освободить федеральные муниципальные службы. Мы хотим туда поместить наркологическое отделение и открыть дневной стационар по наркологии и психиатрии. Однако вопрос с Минздравом ещё не решен — ремонт нового корпуса оценивается в 36 миллионов. Да и корпус нам пока никто не передал.
Большие изменения ждут не только психбольницу, но и «инфекционку». Новый больничный городок для нее построят в Кировском районе. А пока что медучреждение находится в центре города и пугает своим видом прохожих. Кстати, мы писали о нем в нашей «Карте позора Перми».