Веронике Фирсовой всего 24 года, но она не может работать, учиться, говорить и самостоятельно передвигаться. Последние пять с половиной лет девушка только «разговаривает глазами» и беззвучно плачет. Такой она стала после того, как молодой человек избил ее до состояния комы и на двое суток бросил одну в квартире. Сейчас Веронике нужна помощь с реабилитацией и жильем, но ее мама нигде не может ее добиться. Мы попытались разобраться в ситуации.
Вероника Фирсова родилась в 1997 году и росла в коми-пермяцком селе Верх-Иньва. Окончила общеобразовательную школу и школу искусств, а потом уехала учиться в Пермь на педагога начальных классов.
31 декабря 2015 года 19-летняя Вероника и ее молодой человек должны были выехать из Перми в Кудымкарский район, чтобы встретить Новый год и провести каникулы с семьями. Но этот план сорвался — пара не доехала до родных, а Вероника перестала отвечать на звонки мамы и бабушки.
Только спустя двое суток семья Вероники узнала, что с ней случилась беда. Молодой человек Вероники нашел переписку с другим парнем и из ревности избил девушку, а потом оставил ее на двое суток одну в квартире. 2 января он сообщил маме пострадавшей, что нашел ее в плохом состоянии, не реагирующей на обращения, и вызвал скорую. Впоследствии парня приговорили к трем годам лишения свободы в колонии общего режима.
После этого Вероника несколько месяцев провела в коме. Из больницы ее выписали в вегетативном состоянии — она не могла ни говорить, ни двигаться. Тело девушки застыло в одном положении, а при попытке разогнуть мышцы она чувствовала острую боль. В 2016 году в студии «Пусть говорят» мама девушки Валентина говорила, что сейчас она только «разговаривает глазами».
По словам мамы, на тяжесть состояния Вероники оказали большое влияние те двое суток, которые она провела в одиночестве. Если бы девушке вовремя оказали помощь после тяжелой черепно-мозговой травмы, сейчас она была бы гораздо более здоровой, утверждает женщина.
Все тяготы ухода за дочерью легли на плечи Валентины.
— Хочется выйти на улицу и волком выть. А куда деваться? Пойдешь в другую комнату, поплачешь в подушку — и всё, — признавалась Валентина на «Пусть говорят».
Сейчас мать и дочь живут в Перми. У Вероники первая группа инвалидности. Ее пенсия уходит на аренду квартиры, так как своего жилья в городе у семьи нет.
— Мы прописаны в Верх-Иньве, но так как там никакой медицины нет, переехали в Пермь. Хотели бы, чтобы Веронике как инвалиду выделили жилье, но нам говорят, что это невозможно из-за того, что прописка в Кудымкарском районе, — пожаловалась 59.RU Валентина Фирсова.
Еще одна проблема, с которой столкнулась семья, касается реабилитации. По словам мамы, Вероника в последний раз была на реабилитации в марте 2020 года. В тот и предыдущие разы работа со специалистами принесла хорошие результаты — Веронике смогли убрать трахеостому (трубку в горле, через которую дышат пациенты, к примеру, ослабленные после тяжелой черепно-мозговой травмы. — Прим. авт.), она научилась немного придерживаться за маму рукой, когда та переносит ее с места на место.
— Мы бы хотели продолжить реабилитацию, но из-за пандемии проходить ее стало сложно. В бесплатные государственные центры теперь одновременно набирают меньше пациентов, чем раньше, — рассказала мама Вероники. — Из-за этого возникают очереди. Мы хотели пройти реабилитацию летом, но нам сказали, что запись есть не раньше чем на октябрь. Пробовали собирать средства на платную реабилитацию, но группу нашего сбора в соцсети заблокировали.
По просьбе Валентины Фирсовой редакция 59.RU обратилась в региональное Минсоцразвития, а также в мэрию Перми. Мы попросили чиновников ответить, могут ли они помочь Веронике в организации реабилитации и получении жилья.
В городской администрации 59.RU сообщили, что Вероника не может претендовать на получение жилья в Перми, так как прописана в другом муниципалитете. По закону жилье ей могут предоставить только там. В Минсоцразвития жилищную проблему также решить не смогли — сообщили, что эти вопросы должны решать местные власти.
Специалисты Минсоца связались с мамой Вероники. Они рассказали о том, как в период пандемии работают реабилитационные центры, и предложили помощь.
— Учреждения, предоставляющие услуги социальной реабилитации, работают в обычном режиме, с учетом соблюдения санитарных требований и выполнения противоэпидемических мероприятий, установленных Роспотребнадзором, — ответили 59.RU в Минсоцразвития Прикамья. — Для получения услуг реабилитации Фирсовым нужно обратиться в отдел соцзащиты по месту жительства с заявлением о предоставлении услуги. После ее зачислят в список нуждающихся. Специалисты соцзащиты связались с семьей и разъяснили ей порядок получения реабилитации.
Мама Вероники, Валентина, подтвердила, что ей звонили специалисты министерства и попросили предоставить документы, которые позволят записать девушку на реабилитацию. Женщина планирует решить вопрос с документами после возвращения из Коми-Пермяцкого округа, где гостит у родственников вместе с дочерью.
Кроме того, по словам мамы, помочь Веронике согласился один из благотворительных фондов Екатеринбурга. Он оплатит реабилитацию в одной из местных клиник. Отправиться туда девушка сможет после того, как сдаст нужные анализы.
Ранее мы рассказывали историю еще одной избитой до полусмерти пермячки. В 2016 году 30-летний сожитель избил Анну Фофанову после новости об измене. Мужчина и до этого поднимал руку на девушку, но на этот раз оказался особенно жесток. После этого Анна стала инвалидом и оказалась прикована к постели.