Психические нарушения — это одно из последствий перенесенного коронавируса. Они могут возникнуть, даже если вы переболели бессимптомно и ранее таких проблем не имели. Судя по опросу среди читателей 59.RU, они столкнулись с разными последствиями — от бессонницы до депрессии. Это подтверждает и другое исследование, которое проводили на кафедре неврологии ПГМУ. Результаты нашего опроса мы обсудили с заведующей кафедры Юлией Владимировной Каракуловой и поговорили с ней о том, почему возникают проблемы, кто наиболее им подвержен, как далеко всё может зайти и как выйти из состояния тревоги и депрессии.
В нашем опросе принял участие 201 человек — все они отметили проблемы с психикой после перенесенного коронавируса. У 81 респондента диагноз подтвержден врачом.
Мы предложили нашим читателям выбрать в одном из вопросов неограниченное количество проблем, которые у них есть.
Результаты получились такими:
нарушение памяти — 120 человек (59,7%);
тревожность — 108 человек (53,7%);
эмоциональная нестабильность — 108 человек (53,7%);
депрессия — 85 человек (42,3%);
бессонница — 81 человек (40,3%);
панические атаки — 2 человека (1%).
Также у респондентов была возможность не выбирать из вариантов, а самостоятельно указать, что их беспокоит. Среди ответов были быстрая утомляемость, апатия, слабость и агрессия.
Перенесли заболевание пермяки в разное время — кто-то болел год назад, а кто-то только вылечился в июле 2021 года. Тяжесть тоже была разная — как легкая степень, так и тяжелая, с поражением легких и длительным пребыванием в больнице. Нарушения психики респонденты также отмечали в разное время — у кого-то они проявились уже в острой фазе заболевания, у других — сразу после, также проблемы начинали замечать через 1–6 месяцев после выздоровления.
Вот несколько анкет отдельных респондентов, обследованных специалистом.
Возраст: 42 года.
Время болезни: февраль — март 2021 года.
Тяжесть: легко.
Начало проявления нарушений: через 3 месяца.
Вид нарушений: депрессия, бессонница, эмоциональная нестабильность, нарушение памяти
Проявления: «Беру в руки не то, что нужно, например растительное масло вместо молока, и уверенно лью в кофе на глазах изумленного мужа. Плохо стала спать — просыпаюсь по 6–8 раз за ночь, ощущение вообще не сна, а дремоты, хотя ранее проблем со сном не было вообще. Эмоциональные перепады — от безудержного веселья до безудержного горя и желания уйти из жизни — раньше я была всегда оптимистом, у которого стакан полон, а не пуст. Работаю в банке бухгалтером и на память не жаловалась — всегда помнила наизусть 20-значные номера счетов клиентов, сейчас — нет. Забыла элементарные основы бухучета.
Длительность проявлений: с марта 2021 года по настоящее время.
Возраст: 34 года.
Время болезни: ноябрь 2020 года.
Тяжесть: легко.
Начало проявления нарушений: через 2–3 месяца после выздоровления.
Вид нарушений: тревожное расстройство, нарушение памяти.
Проявления: «Забываю, что было пару дней назад. Постоянное чувство тревоги, тремор рук».
Длительность проявлений: с начала 2021 года.
Возраст: 54 года.
Время болезни: январь 2021 года.
Тяжесть: средняя.
Начало проявления нарушений: через месяц.
Вид нарушений: эмоциональная нестабильность, нарушение памяти, отсутствие сил.
Проявления: «Постоянно учащенный пульс, плаксивость и очень сложно управлять эмоциями».
Длительность проявлений: с начала 2021 года сохраняется состояние подавленности.
Возраст: 36 лет.
Время болезни: октябрь 2020 года, май 2021 года.
Тяжесть: первый раз — тяжело, второй — температура 37 градусов в течение двух дней.
Начало проявления нарушений: через неделю после первой болезни.
Вид нарушений: тревожное расстройство, депрессия.
Проявления: «Ощущение скорой смерти».
Длительность проявлений: три недели.
Возраст: 24 года.
Время болезни: февраль 2021 года.
Тяжесть: температура — 39 градусов, кашель, насморк, озноб.
Начало проявления нарушений: после выздоровления.
Вид нарушений: тревожное расстройство, депрессия, бессонница, эмоциональная нестабильность, нарушение памяти.
Проявления: «Нарушение кратковременной памяти, не могу уснуть без мелатонина, кошмары, тревога, частая смена настроения».
Длительность проявлений: с февраля 2021 года по сегодняшний день.
А что выяснили неврологи?
Врачи кафедры неврологии ПГМУ обследовали более 200 человек с коронавирусом разной степени тяжести на предмет выраженности астенического синдрома (состояние, при котором отмечается повышенная утомляемость, нестабильное настроение, нарушение сна, отсутствие сил на физические и умственные нагрузки. — Прим. авт.), нарушения когнитивной функции (снижение памяти, умственной работоспособности, восприятия по сравнению с исходным уровнем. — Прим. авт.) в разные временные промежутки.
Так, у 99,6% больных в остром периоде прослеживались симптомы слабости, нарушение памяти и внимания. На выписке симптомы также сохранялись. Через три месяца нарушения оставались у 60% исследуемых, через полгода — у 40%.
— Можем сделать вывод, что остаточное явление после коронавируса остается у человека надолго. И это как раз говорит о том, что COVID-19 — другой вирус, в отличие от тех, что были раньше, — рассказывает Юлия Владимировна. — Берем статистику: человек перенес тяжелый грипп, пневмонию, у него тоже возникает слабость, но ее длительность примерно полтора месяца. Ко мне приходят люди, которые не знают, что болели коронавирусом. Говорят: «Я молодой, занимался спортом. Что-то случилось, и я не могу ничего делать — не могу собраться, у меня не включается мозг». Некоторые описывают состояние как туман или темноту в голове. Мы проверяем иммуноглобулины G, и выясняется, что эти люди болели.
В тексте можно найти ответы по всем вышеуказанным проблемам. Научное объяснение этому есть.
Как это работает?
— Мы рассматриваем коронавирус как первичный нейротропный агент, который проникает в мозг и влияет на структуры, отвечающие за когнитивные и другие функции. Вирус влияет на рецепторы ангиотензинпревращающего фермента (фермент-показатель активности заболевания, находясь в норме участвует в регуляции артериального давления. — Прим. авт.), эти рецепторы представлены в том числе и в мозге. Нейротропность вируса будем изучать еще лет 10, но уже сейчас в течение практически двух лет мы говорим о том, что агент достаточно серьезный, вызывающий полисистемное поражение организма человека.
Юлия Каракулова отмечает: практически у всех переболевших поражается система адаптации. Эта система регулируется глубинными структурами мозга — лимбико-ретикулярным комплексом, он выполняет роль энергетического блока мозга и организма. Если говорить проще, то этот блок обеспечивает силы, бодрость, психическую и физическую активность, скорость мысли, способности запоминать и концентрироваться. Еще одна задача комплекса — обеспечение работы всех органов и гомеостаза, то есть регуляция давления, дыхания, работы ЖКТ и прочего. Вирус напрямую влияет на этот комплекс, и он начинает давать сбои.
Как поясняет врач, говорить обо всех указанных нарушениях — депрессии, тревожности, бессоннице, эмоциональной нестабильности и прочем — можно в совокупности. Контролирует все эти функции лимбическая система, а при коронавирусе она не срабатывает.
Также факторами влияния являются неизвестность и обилие информации. В начале пандемии врачи не знали, как объяснить те или иные проявления коронавируса, люди паниковали, потому что не понимали, какие могут быть последствия. При этом свою роль сыграл и бесконечный поток информации о заболеваемости, смертях и новых симптомах.
Двойное поражение
Вирус может влиять на организм первично — это когда он напрямую поражает структуры головного мозга и нарушает важные для жизни функции. Вторичное влияние — это когда он усугубляет уже имеющиеся заболевания в связи с гипоксией и микрососудистыми нарушениями.
Например, к первичным симптомам относительно нервной системы можно отнести нарушение обоняния — аносмию отмечают 60% заболевших. Ученые за время пандемии пришли к выводу, что поражаются не обонятельные клетки в носу, а церебральные структуры головного мозга. Это подтверждает длительность восстановления обоняния — у кого-то это занимает несколько месяцев, а у некоторых оно пропадает совсем. При поражении лишь обонятельных рецепторов регенерация проходит быстрее. То же самое можно сказать про нарушение вкуса. Если бы свою функцию теряли только сосочки на языке, то люди бы перестали чувствовать только кислое и соленое, у многих же наступает извращение восприятия.
Также фиксируется и нарушение возможности мозга регулировать энергетические запасы из-за поражения лимбико-ретикулярного комплекса. Возникает астенический синдром — у человека нет чувства бодрости, желания вставать по утрам, чем-то заниматься, наблюдается мышечная слабость, психическая слабость — снижение памяти и внимания.
— Вирус и вторично влияет на психические функции. У больных с тяжелым или средним течением декомпенсируются основные заболевания. И люди, перенесшие коронавирус, теряют функции из-за гипоксии или гипоксемии, а мозг ведь питается только кислородом. Гипоксемия дает хроническое расстройство функций всех структур мозга. Если у человека болезнь молчала где-то внутри, то она начинает проявляться. Если бы он не заразился, то она дала бы о себе знать лет через 10.
Что было раньше?
Юлия Владимировна предполагает, что мы знаем пока не обо всех последствиях коронавируса и они будут проявляться еще в течение нескольких лет. Такой вывод можно сделать, опираясь на опыт пандемии испанки (испанского гриппа), она длилась четыре года — с 1918-го по 1922-й. Когда вирус был не изучен, люди умирали и болели тяжело. В течение следующих 40 лет наблюдалось последствие — летаргический энцефалит (болезнь, которая проявляется высокой температурой, болью в горле, голове, мышцах, вялостью, рвотой, двоением в глазах, задержкой физического и психического отклика. В некоторых случаях пациенты не могли говорить и двигаться. — Прим. авт.), от него скончалось 50 миллионов человек по всему миру. Это в четыре раза больше смертей, чем от самой инфекции. Последствия проявлялись в том числе в виде сбоя энергетического блока и нарушений памяти.
Когда появляются расстройства
— Всегда ли нарушения возникают только в острой фазе или после выздоровления? Может ли быть отсроченный на несколько месяцев эффект?
— Длительный период отсроченности развития симптомов не характерен, надо искать другую причину. Мы говорим, что иммунитет после заболевания или вакцинации держится шесть месяцев. Если брать, например, 9 месяцев с момента выздоровления, то не исключено, что пациент снова переболел бессимптомно и у него возникли симптомы. Либо, если человек не болел снова и вакцинировался, для него в определенный период жизни проблемы с психикой были не очень актуальны, так как фокус был, например, на пневмонии. Если говорить о пациентах стационаров, то в остром периоде в некоторых случаях возникают психозы, но, после того как они выходят из этого периода, психотическая ситуация облегчается. Но могут сохраняться слабость эмоций — то слезы, то гнев, то бессилие. Слабость эмоций — это и есть наша адаптация, это всё лимбический комплекс, который обеспечивает нам жизненную силу. И когда комплекс вырубается, то главным симптомом становится бессилие, патологическая утомляемость, из-за дезадаптации человек хуже переносит нагрузки. Либо взвинчивается на какую-то эмоцию быстрее, чем раньше, либо начинает переживать и впадает в депрессию.
Характерный постковидный симптом, по словам врача, — эмоциональные качели. Лобная доля в обычной жизни обеспечивает контроль эмоций. Особенно она хорошо развита у взрослых людей, у детей еще не сформирована, а у лиц после 80 лет постепенно атрофируется. Именно поэтому многие дети и люди преклонного возраста не всегда контролируют то, что говорят.
— Почему психические нарушения проявляются у всех в разное время — у кого-то проблемы начинаются во время течения болезни, а у кого-то через месяц после выздоровления? Если рассматривать второй случай, значит ли это, что вирус в тебе остается, несмотря на отрицательный тест.
— Они и во время острого течения имеются, просто скрыты за другими жизненно важными проявлениями. Если человек лежит с легочной фазой, с поражением 70%, он не думает о психике, для него главное — выжить. Вирус сам исчезает из организма примерно через 7–10 дней. Но свое гнусное действие он оставляет надолго.
Живет ли вирус внутри после выздоровления, пока неизвестно, но не исключено. Есть примеры персистенции — вирус герпеса и клещевой энцефалит, которые проникают внутрь нервной системы и живут и паразитируют там всю оставшуюся жизнь.
Длительность проявления психических расстройств
— От чего зависит длительность проявления определенных проблем? У кого-то они две недели, у других — полгода.
— Это всё зависит от внутренних резервов каждого человека. Простой пример: есть люди «кровь с молоком» — они активные, бойкие, быстрые. Есть флегматичные, они по такому сценарию и пойдут. Холерикам уже через месяц может стать лучше, сангвиник вообще не поймет, что это было, и всё хорошо перенесет. У всех разная иммунная резистентность — способность переносить разные болезни. Кто-то с ОРЗ может побежать по делам, а у кого-то ОРЗ вызовет температуру, фарингит.
— Изменениям психического состояния больше подвержены мужчины или женщины?
— Считается, что у женщин меньшее количество гормона радости серотонина и они меньше могут радоваться жизни. И когда женщина смотрится в зеркало, она всегда ищет в себе недостатки, мужчины же чаще видят в своей внешности достоинства. Поэтому ипохондриям и эмоциональным расстройствам больше подвержены женщины.
Связь возраста и психических нарушений
— Зависят ли психические нарушения от возраста?
— Психические нарушения и расстройства памяти после COVID-19 могут развиваться и у молодых. Конечно, у них функции восстанавливаться будут лучше.
Случай из практики врача: 74-летняя пермячка с легкой фазой болезни Альцгеймера вела обычную жизнь, у нее были только незначительные нарушения памяти. Женщина заразилась коронавирусом, и в острой фазе произошла декомпенсация заболевания — она перестала узнавать родственников, себя, потерялась во времени. Во время лечения было улучшение, однако к первоначальному состоянию вернуться не удалось.
Зависимость серьезности нарушений от тяжести заболевания
— Зависит ли проявление психических нарушений от тяжести перенесенного коронавируса? Всегда ли если перенес легче, то и изменений будет меньше?
— Такая закономерность есть. Но есть и исключения, которые мы видим, — человек перенес бессимптомно, но проявления у него есть, просто в меньшей силе.
Неизбежность обострений
— Всегда ли после перенесенного коронавируса обостряются проблемы с психикой, которые уже были решены раньше?
— Чаще всего обостряются. Как правило, если человек был склонен к тревоге или депрессии, они усиливаются. А у некоторых активируется молчащее ранее заболевание, о котором пациент не знал, не страдал. Но возможно появление и новых явлений, например сильное потоотделение при малейших нагрузках, пациентка говорит, что такого не было даже во время климакса.
Связь психики и атеросклероза
— В статьях других СМИ врачи говорят, что тревожные расстройства в основном выявлялись у людей, у которых ранее были атеросклероз и хроническая сердечная недостаточность. Как это связано?
— В целом недостаток кислорода при коронавирусной инфекции влияет на мозг и он постепенно снижает свою функцию. Возникает эмоциональная лабильность — снижение памяти, дезадаптация — это проявления хронической недостаточности мозгового кровотечения. Если у человека есть сосудистое заболевание, при коронавирусе оно ухудшает свое течение.
Серотонин и коронавирус
— Есть версия: причина психических изменений — в иммунной реакции организма. Ведь цитокины (иммунные клетки) усиливают работу гормональной системы, а также интерферона альфа (белок, выделяемый в ответ на вторжение вируса), что в итоге вызывает снижение выработки аминокислоты триптофана — гормона (благодаря ему образуется серотонин). Снижение уровня серотонина зачастую и является причиной депрессии и тревожных состояний, нарушений сна. Так ли это?
— На биохимическом уровне так. Мы сказали о структурном поражении лимбико-ретикулярного комплекса. Именно внутри этой структуры благодаря нейромедиаторам — серотонину, дофамину, норадреналину — обеспечивается человеческая активность, физическая и психическая. Другой вопрос — почему возникает снижение уровня серотонина. Это всё предстоит изучить, мы проводим такую работу.
Что мне делать, чтобы выйти из этого состояния и вернуть вкус к жизни?
— Лимбическую систему будет заряжать всё, что относится к здоровому образу жизни — физическая активность, нормальный сон, правильное питание, положительные эмоции, секс — всё позитивное для человека. Главное, не уходить в кокон эмоционального нарушения, достать из него человека сложно и медикаменты вряд ли помогут. Если силы гулять не позволяют, надо двигаться хотя бы по дому.
Как избежать проблем?
— Первая задача — не допустить, чтобы ковид был у человека — надо вакцинироваться, — отмечает Юлия Каракулова. — Если человек всё же заболел, надо с самого начала принимать антивирусные препараты, правильно лечиться, если тяжелая ситуация и попал в больницу — исполнять волю врача. Я регулярно общаюсь с врачами из «красной» зоны, на них страшно смотреть — они устали и выгорели за эти полтора года. Если раньше терапевт или функциональный диагност не видели смертей, то сейчас они видят это каждый день. Психика у врачей тоже нарушается. Мы все просто мечтаем, чтобы наше человечество природа пощадила и мы вышли из этой эпидемии. Многие говорят, что из-за гипертонии прививаться не будут. Но когда гипертония или сахарный диабет, то бежать к прививке нужно галопом, потому что всё это обостряется и ухудшается во время болезни. Наши российские вакцины лучшие, мы всегда славились иммунологией и эпидемиологией. Мы первые сделали вакцину против полиомиелита, против клещевого энцефалита, на нас равняются люди. Все вакцины прошли три этапа исследований. Дальше — четвертый — исследование безопасности вакцин при беременности, у детей и пожилых. Полиомиелит приводил к серьезным неврологическим последствиям — параличам, деформации, укорочению конечностей. Изобрели вакцину — в СССР заболевание пропало на 40 лет. Но в конце 90-х появились мамы, которые не захотели прививать детей, та же ситуация в Узбекистане, Таджикистане. И что мы получили? Мы получили вспышки полиомиелита! Болезнь лучше предотвратить, чем ее лечить. У всех она протекает индивидуально, и мы не знаем, как она разовьется у конкретного человека.
Еще одно явление, с которым сталкиваются зараженные даже в процессе терапии, можно описать так: «Вроде вылечились, а потом резко стало хуже, пришлось ложиться в больницу». Так происходит не у всех, но и редкостью такую ситуацию назвать нельзя. Вместе с врачом — анестезиологом-реаниматологом мы постарались объяснить, почему такое случается. Спойлер: у молодежи и пожилых причины разные.