Врач с 40-летним стажем остался в Перми без работы. Перед отпуском он написал заявление об увольнении, чтобы получить индексацию пенсии. Предполагалось, что через месяц мужчину примут обратно, но главврач почему-то отказался делать это, несмотря на кадровый голод в больнице. Пермяку не помогли восстановиться на работе даже несколько выигранных судов. Мы попытались разобраться в ситуации.
Хотел повышения пенсии и остался без работы
Пермяку Александру Кощееву 65 лет, 40 из них он проработал врачом. Тридцать лет Александр Валентинович трудился анестезиологом-реаниматологом, в том числе после выхода на пенсию.
Пенсия у работающих пенсионеров существенно ниже, чем у тех, кто уже оставил работу: дело в том, что на работающих не распространяются индексации. Чтобы увеличить размер пенсии, многие по договоренности с работодателем увольняются на месяц, а потом снова устраиваются на работу — за время такого перерыва Пенсионный фонд успевает пересчитать размер выплаты с учетом всех индексаций. Подробно о том, как это работает, мы рассказывали в тексте по ссылке.
Пойти по такому пути решил и анестезиолог-реаниматолог пермской больницы имени Тверье Александр Кощеев. Он согласовал с заведующим отделения и отделом кадров возможность последующего трудоустройства и уволился накануне отпуска, чтобы его отсутствие было плановым и не осложнило работу коллег. За время отпуска он прошел медкомиссию, обучение. Врач за свой счет прошел программу по работе с лекарственными средствами, отнесенными к наркотическим.
Заявление об увольнении Кощеев написал 30 сентября 2022 года, а 26 октября того же года подал заявление о приеме со 2 ноября, но получил отказ. Причины такого решения главврач не объяснил, поэтому оставшемуся без работы медику пришлось писать новое заявление с просьбой рассказать, почему для него не нашлось места в больнице. Из ответа следует, что в ГКБ имени Тверье нет вакантных мест анестезиологов-реаниматологов.
Врачей не хватает, но в приеме на работу отказывают
Александр Кощеев категорически не согласен с таким решением. Он говорит, что анестезиологов-реаниматологов в больнице не хватает, врачи вынуждены работать на полторы, две и более ставки, брать по 10–12 ночных дежурств в месяц дополнительно к обычной, дневной работе.
Причин отказывать в приеме именно ему медик не видит, поскольку у него никогда не было конфликтов с главврачом, претензий к своей работе он не получал — напротив, за годы труда накопил столько грамот, «что можно туалет обклеивать».
Чтобы признать увольнение незаконным, Александр Кощеев обратился в Индустриальный районный суд. Он встал на сторону врача, признал приказ в отказе о приеме на работу незаконным и обязал больницу заключить контракт с анестезиологом-реаниматологом.
Больница с этим решением не согласилась и обжаловала его в Пермском краевом суде. Там представитель ГКБ имени Тверье заявил, что вакансий анестезиологов-реаниматологов нет: 41 ставка уже занята 23 работниками, а прием сотрудника на оставшиеся 0,25 ставки не предусмотрен, поскольку она нужна для того, чтобы оплачивать сотрудникам операции, относящиеся к высокотехнологичной медицинской помощи.
«Три врача работают на одной ставке по семейным обстоятельствам, остальные врачи работают на 1,5–2 ставки, — сказано со слов заведующего отделением анестезиологии и реанимации Сергея Шабалина в решении Пермского краевого суда. — <...> С Кощеевым А. В. у него была договоренность, что он увольняется на 1 месяц, затем пишет заявление о приеме на работу. Он включил Кощеева А. В. в график дежурств на ноябрь 2022 года. Но затем в приеме на работу ему было отказано <...>. По поводу Кощеева А. В. он беседовал с главным врачом, который ему сказал, что это его дело. С чем связано решение главного врача, он не знает. В сентябре-октябре 2022 года был принят один врач анестезиолог-реаниматолог. В последнее время никто работать на указанной должности не желает, учреждение нуждается во врачах анестезиологах-реаниматологах».
Заведующий отделением был уверен, что Александра Кощеева примут на одну из ставок, которая сейчас занята по совместительству (то есть врачом, который вынужден работать в два раза больше нормы), что позволит перераспределить нагрузку. О переработках среди анестезиологов-реаниматологов заявил и один из коллег Александра Кощеева, который рассказал в суде, что чаще всего вынужден работать больше, чем на две ставки в месяц.
Суд изучил законодательство и пришел к выводу, что медики имеют право брать дополнительную работу по совместительству, но объем этой работы не может превышать «половину месячной нормы рабочего времени». Это значит, что врач может работать максимум на 1,5 ставки: большая занятость является нарушением со стороны больницы.
В конце июня Пермский краевой суд оставил жалобу больницы имени Тверье без удовлетворения и еще раз подтвердил, что Александру Кощееву незаконно отказали в приеме на работу.
Что говорят в больнице?
Редакция 59.RU обратилась в пресс-службу Министерства здравоохранения Прикамья, чтобы узнать, почему больница отказала опытному врачу в приеме на работу.
— Решение суда было оспорено в вышестоящей инстанции. Договоренности о приеме на работу осуществляются с работодателем, — коротко сообщили там со ссылкой на больницу имени Тверье.
Тем не менее Александр Кощеев уже получил исполнительный лист, согласно которому его должны восстановить на работе.
Редакция 59.RU будет следить за развитием ситуации.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.