Не прошло и года, как Минздрав Пермского края снова разослал в медучреждения рекомендацию о ношении масок. К тому же за последнюю неделю в нашем регионе в два раза выросла заболеваемость коронавирусом, а в мире обнаружен новый вид штамма омикрон — «пирола». Эпидемиологическая ситуация пока не накалена, но вышеупомянутые факты стоят того, чтобы вспомнить про СOVID-19.
Российский оперштаб по коронавирусу и региональный Роспотребнадзор давно не публикуют ежесуточную сводку по коронавирусу — массового заражения больше нет. Но остается еженедельная статистика: например, по данным Роспотребнадзора, с 11 по 17 сентября в Прикамье выявили 337 случаев заражения коронавирусом, а неделей ранее заболевших было 175.
Доктор медицинских наук, эпидемиолог Ирина Фельдблюм успокаивает: беспокоиться не о чем — ситуация типична для сентября. В это время формируются новые коллективы в учебных учреждениях, куда каждый ребенок приносит с собой свой вирус. Сейчас происходит обычный сезонный подъем заболеваемости ОРВИ, к которым и относится коронавирус. По словам врача, рост случаев заражения «укладывается» в эпидпорог, который рассчитывается для каждого времени года на основе многолетних данных.
Несмотря на рост количества ковидных случаев, по данным Минздрава, заболевание протекает по типу ОРВИ с легким течением и без осложнений. То есть это слабость, насморк, небольшая температура и кашель.
— Штамм омикрон обладает высокой контагиозностью (заразностью. — Прим. ред.), но не агрессивностью — то есть патогенный потенциал у него остается низким. Мы создали коллективный иммунитет благодаря перенесенному заболеванию, носительству вируса и вакцинации. В условиях коллективного иммунитета вирус будет меняться в сторону увеличения контагиозности, уклонения от наших антител, чтобы сохранить себя как вид в природе. Пока агрессивных вирусов нет, патогенный потенциал остается низким, — утверждает Ирина Фельдблюм.
Пока ковид не агрессирует, мы переносим его легко — необходимость в госпитализации будет возникать редко. За прошедшую неделю в регионе в больницу легли 52 зараженных, а один человек скончался. По-прежнему в зоне риска остаются люди с хроническими заболеваниями и категория 65+. У пенсионеров даже легкий вирус может вызвать тяжелые клинические проявления. При этом прогнозировать коллапс в здравоохранении и нехватку коек нет причин, считает эпидемиолог.
Нарушить благополучную эпидемическую обстановку покушается новая версия штамма омикрон — «пирола». Если она дойдет до нас, ситуация усугубится, но не глобально.
— ВОЗ объявила о циркуляции нового штамма «пирола» после мутации. Дойдет ли он до нас, сказать никто не сможет. Поскольку идет глобальное распространение, не исключено, что и РФ, и Пермский край могут встретиться с новым вариантом, — рассуждает Ирина Викторовна. — Но опасений никаких нет, хоть и мутационные изменения привели к повышению контагиозности — то есть мы можем рассчитывать на увеличение числа случаев. Также «пирола» идет в обход имеющихся антител, но это тоже формирование легких клинических форм. Поэтому если «пирола» придет, будет подъем заболеваемости ОРВИ.
Но пока новый вид омикрона не зафиксирован в Перми и даже в России, а старый, который циркулирует у нас, уже не так страшен. Поэтому масштабная вакцинация отменена. Эпидемиолог считает, что это правильно — ведь ковид стал привычной нам ОРВИ, от которой мы не прививаемся. К тому же вакцина, которую мы использовали последние годы, была настроена против уханьского штамма. Этой осенью ожидается новый препарат, который защитит в том числе и от «омикрона». Однако о готовности вакцины пока ничего не известно.
Напоминаем, как отличить ковид от ОРВИ и гриппа.