Пермские врачи экстренно прооперировали женщину, у которой был риск разрыва аорты — самой крупной артерии в организме. Для этого пришлось охладить тело пациентки до 24 градусов.
В городской Кардиодиспансер привезли 49-летнюю пациентку с аневризмой в восходящей части и в дуге аорты, которая может разорваться. В Минздраве уточняют, что риск летального исхода у пациентов с этой проблемой высокий.
Аневризма — расширение стенки кровеносного сосуда артерии в месте растяжения и истончения и, соответственно, ослабления.
Оперировать артерии в таком случае сложно, потому что в дуге аорты не должно быть крови во время вмешательства. Это невозможно сделать при работающем аппарате искусственного кровообращения.
От дуги аорты отходят брахиоцефальные сосуды, благодаря которым кровь попадает в головной мозг, поэтому нужно временно обеспечить искусственное кровоснабжение (перфузию) головного мозга и реконструировать измененный участок аорты. Если остановить кровоснабжение по этим сосудам, то мозг умрет в течение пяти минут. В Минздраве говорят: «сердце можно будет завести, но человек останется растением».
— После перфузии мозга через один брахиоцефальный сосуд мы охладили пациентку до 24 градусов — за счет снижения температуры защитили ее внутренние органы. Кровь нигде не циркулировала, кроме головного мозга, — рассказал заведующий кардиохирургическим отделением, кандидат медицинских наук Алексей Вронский. — Затем на протяжении 22 минут провели реконструкцию ответственной зоны. В ткани вшивался протез. Затем мы снова согрели организм до 36 градусов, восстановили кровообращение и закончили операцию. Все это время женщина находилась на грани жизни и смерти.
Главврач Кардиодиспансера сравнил операцию на аневризме аорты с пересадкой сердца — она тоже очень сложна в исполнении. Если не управиться в считанные минуты, человек может умереть.
Операция прошла успешно — пациентку выписали из больницы через девять дней.
Недавно мы побывали в Краевой детской больнице на операции по удалению аденоидов. К сожалению, такие вмешательства в последние годы проводят все чаще. Заодно с ведущим лором мы обсудили, чем могут быть опасны аденоиды и почему проблема стала масштабнее.