Еще три недели назад телеканал «Рифей-Пермь» показал сюжет о своем сотруднике. Речь шла о 69-летнем охраннике телеканала Валерии Гилеве. Мужчина рассказывал, что у него поднялась температура до 39 градусов, появились кашель и сильная слабость. Двое суток он пытался вызвать скорую помощь. Диспетчер отвечал, что «бригады находятся у тяжёлых пациентов». Чтобы попасть к участковому терапевту, мужчина сидел в очереди с температурой 39 градусов 4 часа. Госпитализации пенсионер добился только спустя 2 недели с первого звонка в скорую, пригрозив тем, что он «мужик из сюжета "Рифея"». 11 октября мужчина умер в реанимации с двусторонней пневмонией и поражением 80 процентов легких. Мы попытались разобраться в том, как оказали медицинскую помощь пенсионеру.
19 сентября: «Просто крик души»
Валерий Гилев вел хронику своей болезни на странице во «ВКонтакте» в течение двух недель. Первый пост появился 19 сентября:
«Просто крик души, что творится? Приболел немного, лежу с температурой, не могу сбить, — описывал свое состояние пенсионер. — Мой участковый врач сказал: "Будет температура больше 38, вызывайте скорую". Вчера ближе к вечеру самочувствие ухудшилось, температура 39».
Валерий Гилев писал: он вызвал скорую, во время звонка его подробно расспросили о симптомах, приняли заявку и сказали ожидать. Через полчаса со скорой перезвонили и вновь спросили про причину вызова.
«В итоге: скорую вам выслать не можем, с такой температурой (39) и такими симптомами надо вызывать неотложку. Сказали, [что] вызов переоформят сами, — писал пенсионер. — Узнал, [что] неотложка работает до 23:00. До 22:00 тишина, решил сам им позвонить, спросили фамилию, адрес, сказали: да, им передавали этот вызов, не смогли до вас дозвониться (телефон рядом!), опять спросили про температуру, самочувствие, в итоге [сказали, что] с такими показаниями надо вызывать скорую, они вас на КТ должны свозить, даже если мы приедем, помочь ничем не сможем, у нас нет ни лекарств, ни уколов. Вот такая не очень весёлая история произошла со мной вчера примерно с 19:00 до 22:00. Само собой, никто не приехал, руки опустились. Что в таких случаях делать? Я не знаю».
21 сентября: «Знаю ведь — помощи не дождаться»
Спустя два дня, 21 сентября, пенсионер опубликовал новый пост своей хроники. Температура так и держалась на уровне 38 градусов.
«Неприятная история со скорой продолжается. Прошлый раз так никто не приехал, — написал Валерий Гилев. — Сегодня ходил на прием к участковому. Народу, больных, сказать много — не сказать ничего. Пришел в 11:00, попал к врачу в 15:00. Четыре часа посидеть в ожидании с температурой тоже мало приятного».
По словам Валерия Гилева, в этот раз скорую помощь пенсионеру при нем вызвала сама врач, попросив его идти домой и нигде не задерживаться, так как бригада вот-вот приедет.
«Это было где-то в 15:40. Ну, короче, сейчас на часах 22:40, скорой как не было, так и нет, — написал пенсионер. — Вот такие дела. А если бы было еще хуже? Что тогда делать? Даже думать о таком варианте боюсь. Знаю ведь — помощи не дождаться».
Именно после этого поста, 24 сентября, телекомпания «Рифей-Пермь», где Гилев работал охранником, выпустила о нем сюжет. В видео показано: пенсионера соединили со скорой помощью, когда он позвонил на 112. Они моментально соединили с 03. Пенсионер сообщил диспетчеру симптомы: температура 39 градусов, частый сухой кашель. Со слов пенсионера, ответ был такой: «Ничем помочь не можем, бригады находятся у тяжёлых пациентов». Только через пару дней вызов ему всё же удалось оформить, помог лечащий врач. Но бригаду скорой помощи пришлось ждать 12 часов. В итоге Валерия Гилева увезли на компьютерную томографию. КТ показала двустороннюю пневмонию с поражением порядка 45% легких. Есть подозрение на COVID-19, передавал «Рифей-Пермь».
Но госпитализировать пенсионера, по его словам, отказались, лечения не назначили. Врачи, как говорил пенсионер, велели сидеть дома и ждать, когда у него возьмут тест на коронавирус.
28 сентября у Валерия Гилева появился новый пост в соцсетях: «За последние дни первая положительная новость. COVID-19 нет, анализ отрицательный. Температура держится, сильная слабость. Будем продолжать лечение пневмонии. Меня только смущает, что всё лечение — антибиотики».
Нам удалось связаться с другом семьи пенсионера. Женщина попросила не указывать ее имя и рассказала, что 24 сентября Валерий Гилев сообщил ей: высокая температура так и не сбивается, он «ужасно устал и у него нет сил».
— Валерий рассказал, что пропил семь таблеток антибиотика «Панцеф», толку абсолютно никакого. Потом ему выписали «Левофлоксацин», всё без изменений, — рассказала собеседница. — Тест на коронавирус 24 сентября брали с местной поликлиники. Ему маску давали: с ней лучше дышать было, а так всё равно ему было плохо. Температура всё равно, говорит, поднималась. Он-то молодец, до последнего был уверен, что препараты пропьет и всё хорошо будет, но с каждым днём становилось хуже. Мы настояли на том, чтобы сразу взяли мазок на коронавирус и томографию сделали, но врачи всё говорили: «У вас не те симптомы!»
«Он очень хотел жить»
2 октября, говорит подруга семьи, Валерий пошёл в туалет, а обратно до кровати шел уже с трудом. Жене сказал: «Всё, Таня!» Ему было очень тяжело.
— Он уже совсем дышать не мог! Жена побежала к терапевту, очень ругалась. Знаю, что к главному врачу ходила, и тогда вызвали скорую, — говорит подруга семьи. — Скорая приехала, но госпитализировать не хотели. Врач со скорой позвонил в стационар, сказали, мест нет. Тогда Валерий им сказал, что он «тот мужик, что по "Рифею" показывали», и только после этого нашли место. Валерий всегда вёл здоровый образ жизни, не курил, не пил, всегда такой живчик, а тут на тебе — и всё.
Последний пост во «ВКонтакте» Валерий Гилев написал 2 октября: «Всё, я в больнице. Лежу под капельницей. Пока очень тяжело».
По словам подруги семьи, 5 октября он уже не мог дышать сам и его перевели в реанимацию. У мужчины, как говорит собеседница, ссылаясь на родственников Валерия Гилева, выявили двустороннюю пневмонию с поражением легких на 80 процентов.
11 октября Валерий Гилев скончался в больнице.
Коллеги-журналисты очень тепло отзываются о Валерии Гилеве.
— Он был очень позитивным, добрым человеком. Для него коллектив «Рифея» значил больше, чем просто сотрудники организации, которую он охранял, — поделился один из коллег. — Ко всем относился с теплом, встречал и провожал с улыбкой. И он очень любил своих внуков. Проводил с ними практически всё своё свободное время. Постоянно делился фотографиями, где он с внуками. Гордился ими. Он очень хотел жить... Он так ждал помощи от врачей, но, к сожалению, когда его все-таки положили в стационар, спасти его уже не смогли.
Что говорит Минздрав
В сюжете канала «Рифей-Пермь» о Валерии Гилеве и ситуации с долгим ожиданием скорой помощи краевой Минздрав объяснял задержки работы скорой так: «Специалистами министерства проведен анализ поступающих обращений на телефон 103. Сейчас часто жители обращаются по номерам телефонов скорой и неотложной помощи и пытаются получить консультацию в режиме онлайн. В среднем количество таких обращений на номер 103 составляет около 450. Также сейчас повышается заболеваемость ОРВИ, что влечет увеличение количества обращений».
После смерти Валерия Гилева мы вновь обратились в краевое Министерство здравоохранения. В ведомстве дали официальный ответ.
— Администрацией «ГБ № 6» при анализе амбулаторной карты отклонений от медико-экономических стандартов не выявлено, — сообщили в краевом Минздраве. — Случай был разобран на оперативном совещании. Пациента регулярно посещал врач из поликлиники по месту жительства с целью организации дальнейшего лечебного процесса. По информации Пермской станции скорой медицинской помощи, показаний к госпитализации не было выявлено. При первых показаниях пациент был госпитализирован в «ГБ № 6».
Пермский адвокат Иван Хозяйкин советует фиксировать нарушения при обращениях за медпомощью, если они есть.
— В сложившейся ситуации самое главное — фиксировать свои обращения и звонки в скорую помощь, фиксировать их отказ, — говорит эксперт. — Тем более мужчина входил в основную группу риска — возраст старше 65 лет. Фиксация будет основным вашим доказательством и поможет установить виновных лиц. В противном случае вы никогда не докажете, а был ли вообще отказ в медицинской помощи. Для фиксации отказа можно обращаться в надзорные органы, звонить в 02 и дежурному прокурору.