Желтые листья усыпали асфальт, дети уже второй месяц с трудом просыпаются в школу, а это значит, что настало время отопительного сезона. И хотя за окном полноценная уральская осень, некоторым снять дома теплые носки всё еще не довелось. Одна из самых частых коммунальных жалоб сейчас звучит так: «У нас в квартире не греет батарея!» Реально ли решить эту проблему самостоятельно? Придется ли покупать новый радиатор? Куда жаловаться? Помочь пермякам разобраться в нюансах жилищных вопросов вызвались специалисты пермской управляющей компании «КОД».
Запуск отопления в доме — чья ответственность?
Разумеется, за подачу отопления надлежащим образом в квартиры отвечает управляющая компания. И это не вопрос одного дня или даже пары недель. Подготовка к осенне-зимнему сезону начинается еще в мае. Например, УК «КОД» в межотопительный период проводит все необходимые работы для подготовки инженерных сетей: гидравлические испытания, промывка, замена аварийных участков, теплоизоляция. Все эти манипуляции подтверждаются актами в соответствии с действующим законодательством.
Но мало кто знает, что батареи в квартире могут оставаться холодными в том числе и из-за ошибок самих собственников. Вот несколько из них.
3 причины, почему батареи в квартире не греют
Перекрыт клапан подачи тепла
Управляйка не может предвидеть всех проблем с имуществом своих жильцов. Поэтому собственник также должен проводить своевременный осмотр состояния радиаторов.
— Как показывает практика, человеческий фактор чаще всего становится первопричиной неработающих батарей, — рассказывают в УК «КОД». — Иногда жители попросту не знают или забывают, что у них закрыт клапан подачи теплоносителя — ходовой кран. Им нередко балуются маленькие дети, да и сами взрослые по весне могут закрыть его и забыть.
Если вы живете в новом доме или у вас новый радиатор, то проблему легко устранить. Просто повращайте механизм регулятора тепла. Если идет хорошо, покрутите его в разные стороны и наблюдайте, изменится ли температура через пару-тройку часов.
Если батареи старого типа, выход примерно такой же. Их оборудуют трехходовым краном: гайка-шток, на которой надет рычаг. Но иногда он теряется и повернуть его можно лишь сантехническим ключом. Плоскогубцами лучше не лезьте — механизм хрупкий, можно запросто смять. Дальше главное — найти баланс: открутить так, чтобы ничего не лилось на пол. Но на всякий случай перед началом работ всё же поставьте на пол чашку или контейнер для сбора воды.
Однако, если механизм проржавел и не хочет вращаться, не экспериментируйте — вызывайте мастера. Лучше всего, если это будет специалист из вашей УК, поскольку он наверняка знаком с отопительной системой дома и таким типом батарей.
2. Были совершены неправильный перенос или замена радиаторов
Жителям многоэтажных домов категорически запрещается самостоятельно вмешиваться в систему отопления квартиры. Тем не менее проблема реконструкции радиаторов остается актуальной. Например, специалисты управляющей компании часто сталкиваются с последствиями их переноса и замены.
— В основном это происходит в процессе ремонта. Собственники выносят радиаторы отопления на значительное расстояние от стояка, увеличивают количество секций или площадь радиаторов, — делится представитель УК «КОД». — Проблемы возникают и после установки новых радиаторов. Жильцы монтируют их сами или зовут некомпетентных специалистов. В итоге монтаж произведен неправильно — батарея не работает.
3. Образовалась воздушная пробка
Если кран повернут правильно и монтаж был произведен корректно, то хоть какая-то часть радиатора всё же должна нагреваться. Исправный прибор греется целиком. А вот если горячая лишь одна его часть, значит, у вас засор или воздушная пробка. Выпустить воздух можно через специальный кран. Его достаточно осторожно повернуть пальцами, если есть рычаг. Или отверткой — если там стоит винт. Подсказать часто могут даже диспетчеры вашей аварийки по телефону.
— Зачастую в таком случае всё же приходится вызывать аварийную бригаду, которая диагностирует проблему и займется ее устранением. Не исключено, что радиатор вышел из строя и его придется менять, — констатируют в УК «КОД». — Но в отопительный сезон это можно проводить лишь когда стоит хорошая погода, так как нужно подавать заявку на отключение отопления. В этом плане повезло жильцам новостроек с горизонтальной разводкой отопления. В них не нужно отключать весь стояк сверху донизу.
Делаем контрольные замеры температур
Если же проблема не в вышеперечисленных проблемах, пора потревожить свое домоуправление. Но сразу предупредим: чтобы не качать права на ровном месте, сначала нужно убедиться, что температура в вашем жилье действительно не дотягивает до установленных норм.
В России они, кстати, далеки от курортных. Они скорее для любителей закаляться. Хоть медики и отмечают, что большинству из нас комфортно при 23–25 градусах, разработчики жилищно-коммунальных нормативов установили другие показатели минимальной температуры для квартир в холодное время года. Это +18 градусов для жилой комнаты и +20 для угловой.
Показатели минимальной температуры установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51617–2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 года N 158-ст).
Если у вас в квартире явно прохладнее, можно действовать.
Куда обращаться при плохом отоплении в квартире
1. Для начала выясните, с кем вы производите расчеты за отопление. Проще говоря, узнайте, кто исполнитель услуги — управляющая компания или ресурсоснабжающая организация. Уточнить это можно напрямую, позвонив в приемную своей УК.
2. После — звоните в диспетчерскую компании-исполнителя и оставляйте жалобу. По правилам в тот же день к вам должны прислать техника-смотрителя, либо инженера управляющей компании. Они осмотрят радиаторы. При их неисправности вам посоветуют ремонт. Если же всё нормально, но в квартире недостаточно тепло, должны провести замер температуры воздуха, чтобы убедиться в справедливости ваших претензий. По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых выдается владельцу квартиры. Акты готовятся совместно с представителями исполнителя коммунальной услуги — ресурсоснабжающей организацией. Перерасчет по итогу может сделать только она. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15 процента размера платы.
Если показатели температуры оказались ниже гостовского минимума, УК обязана незамедлительно принять меры, чтобы нормализовать отопление в вашем жилье согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. По итогам устранения недостатков к вам вновь должны прийти с замерами.
— Ненормативная температура в квартире может быть связана также с низкими параметрами от ресурсоснабжающей организации, что чаще всего на практике, — добавляет представитель УК «КОД». — Поэтому замеры проводятся всегда не только в квартире заявителя, но и оцениваются параметры на вводе в дом, потому что УК никак самостоятельно догреть теплоноситель не сможет.
3. Если аварийная бригада к вам на замеры так и не приехала или приехала, но после этого ничего исправлено не было, можно написать обращения в прокуратуру и Госжилинспекцию. Текст в свободной форме, однако постарайтесь поменьше лирики, побольше фактов: точный адрес, дата вызова техника, время, температура в квартире, копия акта замера. Всё можно отправить в электронном виде на почту ведомства или через интернет-приемную на официальном сайте.
Остались вопросы по теме? Их можно задать их представителю управляющей компании «КОД» по телефону: (342) 248–02–68.
УК «КОД»
Адрес: г. Пермь, ул. Целинная, 23
Почта: info@uk-kod.ru
Сайт: uk-kod.ru
Группа во «ВКонтакте»
ООО «УК "КОД"». uk-kod.ru