В самом центре Перми есть необычный дом — в одних подъездах тут могут быть пятикомнатные квартиры с высокими потолками, а в других — аварийные комнаты общаги. Это Куйбышева, 7. Дом находится на перекрестке улиц Куйбышева и Монастырской. Жильцам 10-го подъезда, того, где находится общежитие, городские власти сейчас предлагают съехать на время — здесь трещат перекрытия.
Дому 150 лет. Изначально это была двухэтажка по улице Монастырской. В начале ХХ века к ней добавился пристрой со стороны Куйбышева. А потом надстроили еще два этажа.
— Сначала здесь были торговые лавки, как сейчас у нас, например, «Колизей», — шутит старшая по подъезду Ирина. — Потом в советское время здание стало подведомственным ВКИУ. В части здания располагалась контора — рабочие кабинеты, а в части — жилье.
Таким образом, многие и оказались здесь — их родители или они сами работали в Институте ракетных войск.
В доме десять подъездов — девятый и десятый сделаны по типу общежития. В остальных в советское время, конечно, тоже были коммунальные квартиры, но там всё устроено немного по-другому — три-четыре комнаты, кухня и санузел. Со временем люди скупали все комнаты, и получались большие квартиры с высокими потолками в историческом здании.
— Живу тут почти с самого рождения, мама работала в училище, — рассказывает жительница десятого подъезда Раиса. — Когда мы относились к военным, то у нас хоть что-то делалось. Пол бетонировали, когда протекал, фасад ремонтировали. А сейчас он такой грязный.
Дом проблемный весь, не только десятый подъезд, и статус памятника архитектуры, пусть и местного значения, ситуацию только осложняет. Например, управляющие компании не берутся ремонтировать фасад. Это же не просто зашпаклевать и покрасить — это реставрационные работы.
В доме постоянно то тут, то там течет крыша. Проблемы с фундаментом, а на отмостку смотреть страшно. Местами трещины в стенах заполнены монтажной пеной — отваливающиеся кирпичи это не удержит, но хоть дуть не будет.
Аварийный подъезд встречает нас огромной лестницей со сломанными ступенями. Стены тут будто расстреляны. Говорят, что так они выглядят уже лет 15. Когда-то их готовились ремонтировать, но так и не собрались. Местами выпадает кирпичная кладка — прищурившись, можно увидеть улицу.
На первом этаже раньше были магазины, а сейчас всё заколочено. Второй, третий и четвертый — по два десятка комнат на этаж, кухня, кладовка, два санузла. Из-за ЧП, кстати, на одном этаже закрыт туалет, а на другом — кухня. Всего в подъезде живут пятьдесят–шестьдесят человек.
В женском туалете на третьем этаже появились трещины на несущих балках потолка.
— 12 июля нам поставили маячки, потому что пошла динамика — трещины увеличиваются, — рассказывает Ирина. — Сделали подпорки. А потом повесили объявление и помещение заколотили. Но девочек и женщин тут много, так что пользуемся всё равно.
Специалисты управляющей компании ГКТХ периодически приходят проверять маячки.
Летом прошла межведомственная комиссия, которая признала подъезд аварийным. Но жители сообщают, что будет еще одно заседание — оказалось, что почти никто из собственников дома не получил уведомления. Кстати, несмотря на то, что ВКИУ давно уже нет, Минобороны всё еще владеет здесь помещениями и является собственником.
Этажом ниже проблема на общей кухне — там провисает потолок.
— Заколотили места общего пользования, чтобы ограничить доступ, а с самим провисанием ничего не сделали. Тут бы тоже подпорки нужны, — считают жители. — Хорошо, что этажом выше не жилые комнаты, а кладовки. А вот на четвертом уже жилье.
Живут здесь приличные люди, стараются следить за чистотой и порядком. Но самостоятельно ремонт кухни или коридора не осилят, да и по закону это ответственность управляющей компании. Кстати, за «коммуналку» для комнаты в 11 квадратных метров платят тысяч по пять вместе с отоплением и водой. Хотя ванну тут принимать особо негде. Жильцы по этому поводу шутят: «Ну, мы же в особняке живем».
В этом году в планах властей выбрать компанию, которая сделает проект для капремонта. В следующем году проект надо будет согласовать. На это закладывают много времени именно потому, что дом исторический. А сами работы должны пройти в 2021 — 2022 годах.
Большинство жильцов выезжать пока не планируют, потому что их откровенно смущает состояние маневренного фонда. Предлагают общежитие, где точно так же текут потолки. По данным департамента ЖКХ, на 7 августа поступило пять заявлений от семей на предоставление маневренного жилья.
Зимой мы рассказывали про похожий дом на улице Уральской. Ему тоже около сотни лет. Правда, тут всё здание полностью было отдано под общежитие. Зимой тут уже не в первый раз обрушилась стена, и жильцов стали постепенно расселять, а здание экстренно признали аварийным.